Место нахождение
пос. Октябрьский, ул. Ленина, 12

Приемная
8 (35139) 2-38-50

Электронная почта
school2kopeysk@mail.ru

Информационный раздел

 

Повышение компетенции родителей в обучение и воспитании

подрастающего поколения

Семинар подготовили и провели

1. Учитель-логопед I кв. категории Калугина Татьяна Григорьевна

 2. Учитель-дефектолог Конкина Лилия Низамутдиновна


Управление образования администрации Копейского городского округа

МОУ «СОШ № 2»

456658, г.Копейск, ул.Ленина (бывший РП Октябрьский), 12. Телефон: 8(35139)2-38-50

 

Приказ № 98 -од

от 22.08.2017

 

О назначении ответственного

за реализацию городской программы «Родительский университет»

на 2017-2018 учебный год.

 

   Во исполнения приказа управления образования от 21.08.2017 № 486 «О результатах реализации программы повышения психолого-педагогической компетенции родителей «Родительский Университет» в целях создания системы профилактической и просветительской работы с родителями образовательных организаций Копейского городского округа, приказываю:

 1.Назначить ответственным за психолого – педагогическое просвещение родителей в рамках реализации городской программы по повышению психолого – педагогической компетентности родителей «Родительский университет» на 2017 – 2018 учебный год педагога – психолога Калугину Татьяну Григорьевну.

 2. Утвердить список родителей-участников «Родительского Университета» в срок до 30.08.2017 г. 

3. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. 

 Директор                                                          М.Н. Погудина

 

Темы для занятий «Родительского университета» на 2017-2018 учебный год

 

дата

Тема занятия

Место проведения

28 сентября 2017

Адаптация и социализация детей

МОУ «СОШ № 2» ДО, ул. Гагарина, 5

26 октября 2017

Возрастные кризисы и их влияние на детей

МОУ «СОШ № 2» ДО, ул. Гагарина, 5

23 ноября 2017

Индивидуальные особенности детей

МОУ «СОШ № 2» ДО, ул. Гагарина, 5

21 декабря 2017

Личностное развитие детей

МОУ «СОШ № 2» ДО, ул. Гагарина, 5

25 января 2018

Дети с особыми образовательными потребностями

МОУ «СОШ № 2» ДО, ул. Гагарина, 5

22 февраля 2018

Компетенция родителя в вопросах развития и воспитания

МОУ «СОШ № 2» ДО, ул. Гагарина, 5

29 марта 2018

Родительская эффективность

МОУ «СОШ № 2» ДО, ул. Гагарина, 5

26 апреля 2018

Здоровьесбережение

МОУ «СОШ № 2» ДО, ул. Гагарина, 5

 

 

Консультации по темам занятий проводятся специалистами каждый вторник с 12.00 до 13.00.


Тема занятия: Адаптация и социализация ребенка в детском саду и школе.

Место и дата проведения: МОУ "СОШ №2" (дошкольное отделение), 28 сентября 2017 г. в 18.00

Список слушателей "Родительского университета"

        • Бабина Наталья Владимировна
        • Трапезникова Анна Андреевна
        • Козлова Анна Юрьевна
        • Низовцева Анна Олеговна
        • Пузырева Анна Николаевна
        • Аникина Ольга Михайловна
        • Игнатовская Ольга Андреевна
        • Габуда Юлия Николаевна
        • Канзафарова Оксана Викторовна
        • Спиридонова Елена Сергеевна
        • Пахомова Екатерина Витальевна
        • Каравайцева Ольга Николаевна
        • Спиридонова Анастасия Александровна
        • Власова Екатерина Павловна
        • Сухая Алена Михайловна
        • Лукина Светлана Александровна

 

 

Конспект группового собрания для родителей с элементами игрового тренинга на тему: 

 «Адаптация и социализация ребенка в детском саду и школе»

 

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

       Задачи:

  1. Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.
  2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками.
  3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
  4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

 

Участники: родители воспитанников ДОУ, школы.

 Лекторы : учитель-логопед Татьяна Григорьевна Калугина

педагог – дефектолог  Лилия Незамутдиновна Конкина

 Оборудование: стикеры для визиток, цветные карандаши, фломастеры, игрушка, грецкие орехи, волшебный мешочек, мультимедийный проектор, компьютер.

 

ХОД ВСТРЕЧИ

Упражнение «Визитки»

Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визитки. После того как визитки изго­товлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о себе.

Ведущий:   Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросу адаптации детей к ДОУ. Многие  из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, напишите свои имена на стикерах.

     Я по кругу буду передавать игрушку, у кого иг­рушка окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:

  1. Как его зовут?
  2. Какой у вас любимый завтрак?
  3. Ваше любимое занятие?

Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.

Правила тренинга

Ведущий:

       Для того чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске.

Например:

  1. Не перебивать друг друга. Например, будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает?
  2. Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состо­ялся доверительный диалог.
  3. Искренность в общении. Говорим правду или молчим.
  4. Общение по принципу "здесь и теперь", говорим от 1-го лица("Я..."). Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас на тренинге не присутствуют.
  5. Помним, что поведение человека и его личность - это не одно и то же. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.
  6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

 Игра на сплочение " Встреча руками"

Ведущий: 

Встаньте, пожалуйста, в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть Ваши руки:

  1. сначала найдут друг друга;
  2. познакомятся;
  3. проявят симпатию;
  4. потанцуют;
  5. подерутся;
  6. помирятся;
  7. попрощаются.

     Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:

  • Легко ли было выполнить это упражнение?
  • Что мешало?

Также это упражнение направлено на сплочение нашей команды.

 Упражнение- визуализация «Воспоминания»:

    На экране слайд – шоу – фотографии родителей в раннем возрасте под музыку.

Ведущий:   Попробуйте вспомнить свои первые детские впечатления о детском саде, о школе.

 Ведущий подытоживает об­щий настрой группы и фиксирует различные проявле­ния настроения участников.

Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем,  что подсчитать количество адаптационных периодов в жизни человека точно невоз­можно и испытывать процесс адаптации каждый че­ловек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие ситуации, требующие приспособления ребенка к смене жизненных обстоятельств:

  • Поступление в детский сад.
  • Переход из одной группы в другую.
  • Длительная болезнь.
  • Поступление в школу.
  • Длительный отпуск.
  • Смена педагога.
  • Появление нового ребенка в группе сверстников.

Адаптация — приспособление к условиям окружа­ющей среды. Психологическая адаптация предпола­гает, что человек находится в гармонии с самим со­бой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Как выдумаете, какие психофизические реакции мо­гут быть характерны для ребенка в период адаптации?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

        Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

  • Беспокойство
  • Страх
  • Заторможенность (повышенная возбудимость)
  • Капризность
  • Раздражительность
  • Упрямство

Упражнение "Грецкий орех"

Ведущий:

    Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.)

Ведущий:

  Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий:

   Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черточки". Нужно их только почувствовать и понять.

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, про­водимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду.

         Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

  • являющиеся единственными в семье;
  • чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
  • привыкшие к тому, что их капризам потакают;
  • пользующиеся исключительным     вниманием взрослых;
  • не имеющие элементарных навыков самообслу­живания;
  • неуверенные в себе;
  • страдающие ночными страхами;
  • эмоционально неустойчивые;
  • пережившие психологическую травму;
  • с ярко выраженными дефектами (в более стар­шем возрасте);
  • чьи родители слишком сильно переживают за ребен­ка в связи с необходимостью отдать его в детский сад, школу.

 Для более успешной адаптации родителям необходимо знать особенности данного возраста.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду ран­него детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

В соответствии с периодизацией, принятой в оте­чественной психологии, дошкольным детством счи­тается период от 3-х до 7-ми лет . Пред­шествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

Для того чтобы предметная деятельность носи­ла развивающий характер, необходимо, чтобы ре­бенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развиваю­щая среда, окружающая ребенка, не должна пере­гружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продук­тивной (рисование, лепка, конструирование) дея­тельности.

В этот период жизни у ребенка происходит ин­тенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрос­лым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимули­ровать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологи­ческая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по вра­чам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными.

И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства позна­ния действительности, как способа регуляции пове­дения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непро­извольный характер, он может выделить в пред­мете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприя­тия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при не­посредственном соотношении и сравнении предме­тов. Задача взрослого — правильно назвать при­знаки и действия предмета.

Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактичес­кие) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометри­ческие фигуры). Малыш в возрасте 2—3-х лет спо­собен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоу­гольник, овал);
  • 6 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).

Основной способ познания ребенком окружаю­щего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке ка­кой-либо цели в играх и поведении.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмо­циональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту зараже­ния»: если один начнет радостно скакать по груп­пе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического ком­форта или его отсутствия (шарф может «кусать­ся», а колготки - «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребен­ка - это систематичность, ритмичность и повторяе­мость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

В течение первых трех лет жизни ребенок меня­ется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуаль­ное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается оп­ределенное отношение к себе.

В возрасте 3 лет вашему ребенку важно:

  • Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
  • Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предме­тами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
  • Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произноси­мых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
  • Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимо­действия.
  • Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
  • Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получа­ется, поскольку ребенок в 2 — 3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
  • Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
  • То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огор­чаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радо­ваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
  • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом:

     пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками,

     и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под

     присмотром взрослого!

  • Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуж­дать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периоди­ческие контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
  • Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и добро­желательное сотрудничество.
  • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
  • Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша роди­тельская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприя­тие, а значит, через постоянное исследование нового.
  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не вос­принимаются.
  • Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнориро­вать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

 

 

Правила для родителей в период адаптации ребенка

к изменяющимся условиям.

(памятка)

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком      

                    детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоми­нания могут пробудить у

                    ребенка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен на­чаться задолго до первого

                    дня посещения группы дет­ского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

 

Игры «По дороге в детский сад»

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.

  1. «Все круглое (квадратное, треугольное)»
    Ребенок и взрослый по очереди называют предме­ты круглой формы, встречающиеся на пути.

«Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 1.

«Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком по­ходку зайчика, медведя, лисички и т.д.

  1. «Чего не стало?», «Что изменилось?»
    Взрослый снимает перчатку со своей руки или при­крепляет к своей куртке значок и просит ребенка ска­зать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.
  2. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?»

Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»

Рефлексия

Ведущий:

    А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним  рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга.

   Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том:

  • что он узнал сегодня;
  • было ли для него это полезно;
  • какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга;
  • что он хотел бы еще узнать.

 

 


 


Адаптация детей в первый год  обучения

 

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения. Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу.
Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному.

Большинство детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
Иногда у этих детей отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка и т. п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новыми требованиями, с новым режимом, он становится учеником.
Вторая группа детей (30%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа (14%) — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители, они «мешают работать в классе», «третируют детей».

. Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.

Ошибки родителей

Ошибка родителей №1.
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2.
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3.
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4.
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5.
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6.
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7.
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8.
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Ошибка родителей №9.
«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.
Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Ошибка родителей №10.
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Формирование побуждения к действию. Как это сделать на практике?

Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр.
4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный.
5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок.

8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу.(не деньги, а эмоции .посещение боулинга и т.д.).

9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.
10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.
12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.
13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.

Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

 


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день .


Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

 


Данное мероприятие проводили и в детском саду № 7. Педагог-психолог  Шабалина  Елена  Юрьевна организовала игру с родителями  "Ох уж эти семь лет". http://mdoy7.caduk.ru/

 

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение "Средняя Общеобразовательная Школа № 2" Копейского городского округа

456658, Челябинская область, г. Копейск, ул. Ленина, 12
8(35139)2-38-50
scool2@tvit.ru
school2kopeysk@mail.ru

Старая версия сайта

Изображение кнопки наверх