Характеристика тромбоцитов 8 класс

Характеристика тромбоцитов 8 класс

Биология 8 класс человек

Тромбоци́ты (кровяные пластинки, бляшка Биццоцеро) — мелкие плоские бесцветные тельца неправильной формы, в большом количестве циркулирующие в крови; это постклеточные структуры, представляющие собой окружённые мембраной и лишённые ядра фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга — мегакариоцитов. Образуются в красном костном мозге. Средняя продолжительность жизни кровяных пластинок составляет 2-10 суток, затем они утилизируются ретикулоэндотелиальными клетками печени и селезёнки. Функция тромбоцита заключается в предотвращении большой кровопотери при ранении сосудов, а также заживляет и регенерирует поврежденные ткани.
Главная функция, предотвращающая большую кровопотерю при ранении сосудов. Оно характеризуется следующими процессами: адгезия, агрегация, секреция, ретракция, спазм мелких сосудов и вязкий метаморфоз, образование белого тромбоцитарного тромба в сосудах микроциркуляции с диаметром до 100 нм.
недавно установлено также, что тромбоциты играют важнейшую роль в заживлении и регенерации поврежденных тканей, освобождая из себя в поврежденные ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост поврежденных клеток. Факторы роста представляют собой полипептидные молекулы различного строения и назначения. К важнейшим факторам роста относятся тромбоцитарный фактор роста (PDGF), трансформирующий фактор роста (TGF-β), фактор роста эндотелия сосудов (VEGF), фактор роста эпителия (EGF), фактор роста фибробластов (FGF), инсулиноподобный фактор роста (IGF).[1]

Другая функция тромбоцитов ангиотрофическая — питание эндотелия кровеносных сосудов

Физиология крови (тромбоциты, гемостаз)

Подпишись на новости сайта в соцсетях!

  • VK
  • Twitter
  • Facebook
  • Youtube

Пожалуйста, примите участие в опросах по оценке качества сайта. Важен каждый голос!

При создании данной страницы использовалась лекция по соответствующей теме, составленная Кафедрой Нормальной физиологии БашГМУ

Тромбоциты

Тромбоциты – кровяные пластинки, клетки, участвующие в гемостазе (остановке кровотечения).

Тромбоциты:

  • 200-400 х 10^9 /л,
  • образуются в костном мозге из мегакариоцитов,
  • продолжительность 8-12 сут.,
  • разрушаются в печени, легких, селезенке,
  • образование регулируется тромбопоэтином,
  • в крови в неактивном состоянии, активен при контакте с поврежденной поверхностью,
  • содержит гликолитические ферменты, АТФазу и АТФ.

Диаметр тромбоцитов – 1-4 мкм, толщина 0,5-0,75.

В тромбоцитах различают 3 типа гранул :

  • α-гранулы (содержат тромбоцитарный фактор),
  • β-гранулы (ферменты, участвующие в метаболизме тромбоцита),
  • δ-гранулы (трубочки и пузырьки с фагоцитированными частицами).
  • серотонин,
  • гистамин,
  • ферменты гликолиза, дыхательной цепи.

Функции тромбоцитов

  1. Участвуют в свертывании крови.
  2. Защитная функция – фагоцитоз инородных тел, микроорганизмов, абсорбция на мембране токсинов.
  3. Образование БАВ (серотонина, гистамина и т.д.)

Тромбоцитопоэз

СКК (стволовая кроветворная клетка) -> КОК-мег (колониеобразующая клетка мегакариоцитарная) -> промегакариобласт -> мегакариобласт -> промегакариоцит -> зрелый мегакариоцит -> тромбоцитогенный мегакариоцит -> протромбоциты -> тромбоциты.

Истинные митозы присущи только КОК-мег . Для промегакариобластов и мегакариобластов характерен эндомитоз (т.е. удвоение числа хромосом, за которым не следует процесс деления ядра и самой клетки).

После 8-, 16-, 32-, 64- кратного удвоения ДНК мегакариобластов начинает дифференциацию до тромбоцитарного мегакариоцита , происходит разрыв протромбоцита , затем образуются 1000 тромбоцитов .

Время созревания мегакариоцитов занимает – 4-5 дней.

В периферической крови – 70% тромбоцитов. В селезенке – 30%.

Гуморальные факторы, регулирующие тромбоцитопоэз:

  • КСФ (колониестимулирующий фактор – стимулирует митоз).
  • Тромбоцитопоэтин (тромбопоэтин).

Гемостаз

Гемостаз — эволюционно приобретенная сложная система приспособительных механизмов, обеспечивающих текучесть крови в сосудах и свертывание ее при нарушении целостности.

В норме кровь свертывается за 2-4 мин .

Необходимые условия жизнедеятельности:

  • жидкое состояние крови,
  • замкнутость (целостность) кровеносного русла.

Система гемокоагуляции включает:

  • кровь,
  • ткани, продуцирующие вещества,
  • нейрогуморальный регулирующий аппарат.

Основоположник современной ферментативной теории свертывания крови:

  • профессор Тартуского университета А.А.Шмидт (1872 г.),
  • профессор П. Моравиц (1905 г.) — дополнил.

Гемостаз:

  1. Первичный (сосудисто-тромбоцитарный).
  2. Вторичный (коагуляционный).

Кроме того, в понятие «гемостаз» входят: противосвертывающая система крови и фибринолитическая система.

Гемостаз – нормальное, быстрое образование локализованного тромба в стенке сосуда.

Тромбоз – патологическое образование тромбов в системе кровеносных сосудов без повреждения стенки сосудов.

Гемостаз осуществляется взаимодействием:

  1. Стенок кровеносных сосудов (эндотелия и соединительной ткани).
  2. Форменных элементов крови (тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов).
  3. Плазменных факторов (более 40 веществ, которые делятся на две большие группы: коагулянты и антикоагулянты).
Читайте также:  Вкусовые сосочки языка нитевидные, грибовидные, желобовидные

Роль эндотелия в регуляции свертывания крови:

  • Антитромбоцитарный эффект (тромбоциты не могут прилипнуть к нормальному эндотелию).
  • Антикоагулянтные свойства (на эндотелиоцитах фиксируется гепарин).
  • Фибринолитические свойства (на мембране эндотелиоцитов фиксирован фермент, осуществляющий деполимеризацию фибрина).

При повреждении сосудов становится возможным контакт тромбоцитов с коллагеном.

Адгезия (прилипание) тромбоцитов к волокнам соединительной ткани обусловлена фактором Виллебранда, содержащимся в тромбоцитах.

Этапы сосудисто-тромбоцитарного гемостаза

  1. Адгезия (прилипание) тромбоцитов к коллагену.
  2. Обратимая агрегация и выделение из гранул серотонина, катехоламинов, АТФ, фибриногена.
  3. Необратимая агрегация.

Вторичный гемостаз

Основные этапы свертывания крови описаны Моравицем более 100 лет назад.

  1. Первый этап — образование протромбиназы.
  2. Второй – из протромбина под действием протромбиназы образуется тромбин.
  3. Третий – под действием тромбина из фибриногена образуется фибрин.

  • Тканевая протромбиназа (внешний механизм – 5-10 сек),
  • кровяная (эритроцитарная или тромбоцитарная) протромбиназа (внутренний механизм – 5 – 10 мин).

Вторая фаза коагуляционного гемостаза — образование тромбина из протромбина: протромбин (мол. масса 72 тыс.) под действием протромбиназы расщепляется на фракции, одна из которых представляет собой тромбин (мол. масса 35 тыс.). Для синтеза протромбина в печени необходим витамин К.

Третья фаза коагуляционного гемостаза образование — фибрина из фибриногена.

Под действием тромбина от фибриногена (мол. масса 340 тыс.) отщепляется 4 пептида. Оставшиеся фибрин-мономеры полимеризуются с образованием растворимого фибрина. Под влиянием фактора XIII, активированного тромбином с участием Са2+, формируются поперечные связи и фибрин становится нерастворимым.

Итак, свертывание крови – это цепной ферментативный процесс, в котором на матрице фосфолипидов последовательно активируются факторы свертывания и образуются их комплексы.

Последующие этапы свертывания крови

После завершения третьей стадии через несколько часов волокна фибрина сжимаются (происходит ретракция сгустка, из него выдавливается сыворотка).

В ретракции принимают участие тромбоциты, они выделяют белок – тромбостенин, похожий по свойствам на актомиозин и способный сокращаться за счет энергии АТФ. В итоге тромб становится плотным и стягивает края раны.

Фибринолитическая система крови

Фибринолиз имеет огромное физиологическое значение, обеспечивая удаление из крови фибрина и рассасывание тромбов.
Фибринолиз осуществляется протеолитической системой плазминоген-плазмин и заключается в расщеплении фибрина до полипептидов и аминоктислот.

Факторы активации плазминогена: активированный фактор Хагемана; тромбин; фибрин, фосфатаза, трипсин, урокиназа.

Урок биологии 8 класс » Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции».
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.

— образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови».

— развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом.

— воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний.

Оборудование: Таблицы “Ткани организма человека”, “Состав крови”, “Кровь человека”; микропрепараты, цифровой микроскоп, мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека. Кровь – жидкая ткань». Видеофильм «Кровь», интерактивное оборудование, ПК.

Скачать:

Вложение Размер
plazma_krovi_i_eyo_sostav._att.docx 25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Плазма крови, ее состав.

Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.

Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.

— образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови».

— развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом.

— воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний.

Оборудование: Таблицы “Ткани организма человека”, “Состав крови”, “Кровь человека”; микропрепараты, цифровой микроскоп, мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека. Кровь – жидкая ткань». Видеофильм «Кровь», интерактивное оборудование, ПК.

Тип урока: комбинированный.

1. Проверка знаний:

Внутренняя среда организма, её состав и значение.

1. Опрос «Учитель-ученик»

-Почему клетки организма не получают необходимые для их жизнедеятельности вещества непосредственно из крови?

-Почему содержание тканевой жидкости в организме значительно превышает остальные компоненты?

-Почему количество тканевой жидкости не уменьшается, несмотря на то, что клетки постоянно получают из неё питательные вещества и кислород?

— В чём проявляется постоянство внутренней среды организма?

3. Заполните таблицы по следующей форме:

Компонент внутренней среды

Расположение в организме

2.Изучение нового материала.

1. Плазма крови, ее состав

Учитель сообщает учащимся, что плазма крови содержит 90-92% воды и 8-10% неорганических и органических веществ.

Неорганические вещества составляют 0,9-1,0% (ионы Na, K, Мg, Ca, C1, Р и др.)

Среди органических веществ плазмы 6,5-8% составляют белки( альбумины, глобулины, фибриноген), около 2% приходится на глюкозу – 0,1% аминокислоты – мочевина, липиды. Белки наряду с минеральными солями поддерживают кислотно-щелочное равновесие. Учащиеся самостоятельно с помощью учебника составляют схему:

Плазма крови, ее состав:

2.Клетки крови, их строение и функции

Эритроциты : особенности строения и функции.

Сообщение ученика «История открытия эритроцитов». Учитель обращает внимание учащихся на то, что в 1 мм3 крови содержится 4,5-5 млн. эритроцитов. Ни одна клетка нашего организма не похожа на эритроцит. Все клетки имеют ядра – у эритроцитов их нет. Большинство клеток неподвижны, эритроциты двигаются, правда, не самостоятельно, а с током крови.

Остальное клетки бесцветны – эритроциты в массе имеют красный цвет за счет содержащегося в них пигмента – гемоглобина. Природа идеально приспособила эритроциты для выполнения основной роли – транспорта кислорода: благодаря отсутствию ядра, выигрывается место для гемоглобина, которым буквально нафарширована клетка. Перенос кислорода настолько важная задача, что для наиболее полноценного ее выполнения эритроциты человека в процессе развития даже лишились своего клеточного ядра и уже сами не могут размножаться. Но зато место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода, чем эритроциты низших животных. Так на высоких ступенях развития животного мира отдельные клетки «Приносят себя в жертву» всему живому организму. Эритроциты образуются в красном костном мозге губчатого вещества костей. Время циркуляции в крови составляет около 120 суток, после чего они разрушаются в селезенке и печени. Как вы думаете, есть ли различие в строении эритроцитов других классов позвоночных животных? Для ответа на этот вопрос, нам необходимо провести лабораторное исследование: изучить препараты крови человека и лягушки по инструктивным карточкам и сделать вывод по данному исследованию.

Лабораторная работа: «Изучение препаратов крови лягушки и человека».

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.

1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.

2. Изучите препарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.

3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдения занесите в таблицу.

4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?

Диаметр клетки, мкм

3. Гемоглобин и его свойства. Что же такое гемоглобин? Послушаем

сообщение учеников «Открытие, сделанное в Дерпте», «Нобелевская премия Макса Перутца». Учитель подчеркивает, что в эритроцитах содержится белок – гемоглобин, состоящий из белковой и небелковой частей. Небелковая часть (гем) содержит ион железа. Природа – великий экспериментатор и прекрасный зодчий – создала дыхательные пигменты как форму приспособления организма к недостатку кислорода. Дыхательные пигменты представляют собой соединение белка с железом или медью. Именно такие соединения лучше всего доставляют кислород к клеткам и тканям. Кроме гемоглобина мы знаем ещё три дыхательных пигмента. В крови животных разных систематических групп присутствуют разные дыхательные пигменты. Например, у некоторых улиток и ракообразных в гемолимфе находится гемоцианин (содержащий медь), у головоногих моллюсков – гемоэритрин (содержащий железо), у разных видов кольчатых червей –гемоэритрин (содержащий железо) . Вовсе не следует думать, что они, как гемоглобин, красного цвета. Некоторые животные имеют пресловутую голубую кровь. Есть виды членистоногих с зеленой кровью, в их числе – крабы, спруты и скорпионы. Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин? Обсуждаем варианты ответов учащихся.

Гемоглобин – наиболее совершенное творение природы. Действительно, гемоглобины по сравнению с другими дыхательными пигментами обладают большей кислородной ёмкостью, поэтому они могут больше присоединять или отдавать кислорода. Кислородная ёмкость крови (КЕК-) это максимальное количество кислорода, обратимо связываемое дыхательными пигмента. Поэтому в ходе эволюции животного мира выбор был сделан в пользу гемоглобина. Основная задача гемоглобина – транспортировка кислорода от легких к тканям. Соединение гемоглобин – кислород имеет ярко-алую окраску.

Hb + 02=HbO2 – оксигемоглобин.

В тканях организма, куда попадает по капиллярам кровь их легких, кислород отщепляется от HbO2 и используется клетками. Освободившийся же при этом гемоглобин присоединяет к себе накопившуюся в тканях углекислоту, а результате чего возникает другое соединение гемоглобина – карбгемоглобин.

В природе имеется еще одно вещество, которое так же активно, как и кислород, соединяется с гемоглобином. Это угарный газ. Угарный газ, вступая в соединение с гемоглобин, образует так называемый карбоксигемоглобин. Гемоглобин после этого временно теряет способность соединиться с кислородом, и наступает тяжелейшее отравление. Учитель предлагает ученикам сделать записи в тетрадях.

4. Лейкоциты, строение и функции.

Учитель обращает внимание, что это самые крупные клетки крови человека, в 1мм3 крови содержится 6-8 тыс. лейкоцитов – ядерные клетки размером 8-10 мкм, способные к самостоятельным движениям.

Различают несколько типов лейкоцитов: моноциты, лимфоциты, базофиты, нейтрофилы. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезенке, разрушаются в селезенке. Продолжительность жизни большинства лейкоцитов от нескольких часов до 20 суток, а лимфоцитов – 20 лет и более. Рассказ учителя о фагоцитозе, открытие фагоцитоза И.И. Мечниковым.

Долгое время учёные не могли определить функцию этих клеток. Лишь в 1882 г. учёный И.И. Мечников на основе своего известного опыта с личинками морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки — лейкоциты. Клетки эти И.И. Мечников назвал фагоцитами, а явление фагоцитозом.

В нашем организме часто происходят невидимые сражения. Они ведутся по всем правилам военного искусства. Вы занозили палец, и уже через несколько минут к месту повреждения устремляются лейкоциты. Они вступают в борьбу с микробами, которые проникают вместе с занозой. Образуется гной, который состоит из «трупов» лейкоцитов, погибших в «бою» с инфекционным началом.

5. Строение и функции тромбоцитов.

Рассказ учителя о строении и функции тромбоцитов. Тромбоциты – это мелкие безъядерные образования, в 1 мм3 содержится 250-400 тыс., участвуют в процессах свертывания крови.

Продолжительность их жизни 5-7 дней, образуются в красном костном мозге.

Самостоятельна работа с текстом учебника: рассказ учителя с элементами беседы о механизме свёртывания крови.

Свертывание крови – важнейший защитный механизм. Он представляет собой цепь реакций, в результате которых растворенный в плазме фибриноген превращается в нерастворимый фибрин.

В процессе объяснения учебного материала ученики заполняют таблицу «Клетки крови»:

Ссылка на основную публикацию
Фурункул на веке причины появления и методы лечения
ЯЧМЕНЬ Какие есть средства для лечения ячменя? Можно ли избежать похода к врачу? Что делать, чтобы ячмень больше не появлялся...
Фуникулярный миелоз симптомы и лечение; Евромедклиник
Фуникулярный миелоз: какие возможны нарушения, лечение вовремя Фуникулярный миелоз – это неврологическое заболевание, возникающее при выраженном дефиците витамина В12 (циалкобаламина)....
Функции желез внутренней секреции функции в эндокринной системе, описание и воздействие на организм
"Функции желез внутренней секреции". 8-й класс Класс: 8 Презентация к уроку Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях...
Фурункул носа, внутри и снаружи как лечить, почему появляется — Рассказовская ЦРБ
Чем помазать болячки в носу у взрослого Поликлиника 27-4-04; 29-2-26 Врачебная амбулатория с.Платоновка 25-3-53 Врачебная амбулатория с.Верхнеспасское 61-2-43 Врачебная амбулатория...
Adblock detector