Этапы развития эпидемиологии

Этапы развития эпидемиологии

Лекция 1. Эпидемиология. История развития.

Задачи и методы эпидемиологии.

Эпидемиология (от греч.epi—над-и demos—народ+

logos —наука,)—медицинская наука, изучающая причи­

ны возникновения и особенности распространения заболе­

ваний в обществе с целью применения полученных знаний для

решения проблем здравоохранения.

Эпидемиология- наука о закономерностях, лежащих в основе возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, о мерах профилактики и борьбы с ними.

Выделяют инфекционную эпидемиологию и неинфекционную, или эпидемиологию инфекционных и неинфекционных болезней.

Эпидемиология инфекционных болезней выстраивает систему, изучающую причины возникновения, профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями.

Задачи инфекционной эпидемиологии:

1. вскрыть и изучить закономерности, лежащие в основе возникновения и распространения инфекционных болезней;

2. разработать на основе теоретических обобщений научно- обоснованных профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Эпидемиология неинфекционных болезней переносит эпидемиологические методы на изучение закономерностей возникновения и распространения различных по своей природе неинфекционных массовых нарушений состояния здоровья населения (инфаркт, атеросклероз).

Основной предмет эпидемиологии как познавательной деятельности—заболеваемость населения. Её можно представить как одно из объективных массовых явлений, отражающих влияние неблагоприятных внешних факторов на население. С другой стороны, заболеваемость—статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов, т.е. к заболеваемости применимо понятие о феномене «айсберга». Изменившиеся технологические возможности позволили выявлять как новые болезни, так и диагностировать лёгкие формы болезни, бактерионосительство, ранее не доступные для распознавания, а, следовательно, и не регистрируемые. Показатели заболеваемости различными болезнями образуют сложную упорядоченную структуру. Размерность этого показателя — количество случаев на 100, 1000, 10000 или 100000 населения. Эпидемиологический смысл показателя состоит в том, что он отражает частоту заболевания либо риск его развития.

· общую эпидемиологию— раздел, изучающий общие закономерности развития, профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями;

· частную эпидемиологию, которая изучает закономерности эпидемического процесса отдельных инфекционных заболеваний;

· военная эпидемиология— раздел эпидемиологии инфекционных заболеваний и отрасль военной медицины, посвященная теории и практике противоэпидемического обеспечения войск в мирное и военное время.

Методы эпидемиологии

В основе науки эпидемиологии лежит эпидемиологический метод— совокупность приемов, способов, позволяющих обеспечить анализ и синтез явлений, касающихся возникновения, развития, ограничения и прекращения эпидемического процесса. Эпидемический процесс — процесс возникновения и распространения среди населения инфекционных состояний (клинически выраженного заболевания или носительства).

1. метод эпидемического обследования (основан на наблюдениях)- позволяет выявить причину заболевания, роль отдельных факторов в распространении инфекционного начала, позволяет разработать мероприятия по предупреждению распространения инфекционного очага.

2. Исторический метод:

· описательно- исторический;

· сравнительно- исторический метод применяется в эпидемиологии давно и позволяет судить о времени и месте возникновения тех или иных инфекционных болезней

Древнейшие литературные памятники поведали нам о распространении оспы в XII в на Востоке и о вспышке чумы в VI до н.э. (Юстинианова чума), которая унесла половину населения Римской империи. В Египте при раскопках была обнаружена гробница (IV в до н.э.), на которой изображен человек с укороченной ногой (полиомиелит). Способствуя накоплению данных исторический метод позволяет судить об эволюции инфекционных заболеваний. Он перебрасывает мост между «старыми наблюдениями и новыми знаниями».

3. Статистический метод

Он начинается со сбора сведений, необходимых для решения определенных задач. Все сведения вносят в специальные карты или другие формы. Полученные данные группируются в таблицы (сейчас это специальные компьютерные программы) по следующим параметрам:

· заболеваемость (вероятность для здорового человека заболеть) равна отношению числа заболевших людей за определенный период времени к числу жителей данного района (города) в тот же период. Заболеваемость выражается на 100, 10 и 1 тыс. населения. Этот показатель зависит от правильности первоначального этапа.

· показатель смертности — число смертей от данного заболевания, выраженного показателем на 100, 10 и 1 тыс человек, охваченных эпид наблюдением.

· летальность— % умерших из числа заболевших.

4. Микробиологический метод

С открытием микробной природы инфекционных заболеваний эпидемиология приобрела новые возможности для изучения эпид процесса. Роль этого метода:

Читайте также:  Лечение простуды - как вылечить простуду в домашних условиях

· в установке этиологии заболевания;

· в установке механизма выделения возбудителя, проникновения и передачи возбудителя;

· в установке формирования новых механизмов резистентности.

5. Иммунологический метод основан на изучении состояния иммунитета, оценке эффективности вакцин

6. Экспериментальный метод основан на формировании биологической модели паразитарной системы.

История эпидемиологии.

Эпидемиология в современном понятии наука молодая, но истоки ее уходят в древность.

Первые упоминания о заразных болезнях относятся к IV-III тысячелетиям до н.э. В папирусах Древнего Египта имеются упоминания о болезни, напоминающую современную натуральную оспу, первые упоминания о проказе.

Важнейшим этапом в познании эпидемий является представление о «заразности» болезни- возможности передачи ее от человека к человеку через вещи больного.

В те времена, эпидемии рассматривались как «кара божья», с которой невозможно бороться. В священной книге древних индусов звучит призыв бежать из дома, если крыса падает с крыши, прыгает по полу и умирает, т.к. это означало, что чума близко.

Первые систематические описания эпидемий ряда заразных болезней и попытки объяснить их возникновение существованием так называемого особого заразного начала и дать оценку роли внешней среды в возникновении эпидемических заболеваний мы находим в сочинениях Гиппократа и в трудах Фукидида и Лукреция.

В средние века изучению заразных болезней мешало засилие религиозных предрассудков.

В эпоху Возрождения наметился значительный прогресс в представлениях о причинах заразных болезней. Видный итальянский врач и астроном Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг) в своей книге «О контагиях, контагиозных болезнях и лечении» впервые предпринял попытку создать теорию возникновения и развития эпидемических болезней. Описав оспу, бешенство, корь, проказу, он высказал предположение о роли живого возбудителя в их возникновении, наделяя его способностью к размножению и передаче прямым контактом через вещи больного и даже воздух.

В XVI-XVII вв появляются условия для возникновения бактериологии, развитие которой обеспечило бурный прогресс всей медицины и в т.ч. вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями. В это время появилось два противоположных взгляда на причину заразных болезней. Одну позицию высказывали миазматики. Они считали, что причиной эпидемий является смена эпидемических конституций атмосферы, зависящих от климатических условий. При определенных условиях, считали миазматики, «вредоносное начало»- миазмы размножаются в почве, выделяются в воздух и заражают людей. Ярым сторонником миазматиков был отец английской медицины Томас Сиденгам (1624-1689 гг), давший описание многим инфекционным заболеваниям. Болезнь он рассматривал как борьбу организма с проникшим в него вредоносным началом. Эпидемии он объяснял, как результат скрытых и необъяснимых изменений воздуха, заражающих человеческий организм.

Другую точку зрения высказывали контагионисты. Они связывали болезнь с размножением в теле больного и выделением наружу особых живых организмов, называемых «контагиями«.

Это был прогрессивный взгляд и выразителем его был русский врач Данила Самойлович (1744-1805), прославившийся в борьбе с чумой. Несмотря на то, что найти контагию, вызывающую чуму ему не удалось, он впервые рекомендовал иммунизацию материалом, взятым из чумного бубона, чтобы вызвать легкую форму заболевания и создать таким образом защиту от чумы.

Впоследствии английский ученый Джоннер предложил прививку от натуральной оспы.

Однако только с интенсивным развитием бактериологии во второй половине XIX в, связанной с такими именами как Пастер, Мечников, Кох, произошло утверждение эпидемиологии, как науки о заразных болезнях. В то же время Эрисман указал на роль социальных факторов, благоприятствующих развитию заразных болезней.

Накопление сведений по эпидемиологии привело к развитию системы борьбы с инфекционными заболеваниями. И в 1864 и 1867 гг в Одессе и Петербурге создаются первые дезинфекционные станции. Первая лаборатория по производству и применению антирабической вакцины в России организована Мечниковым и Гамалей в 1886 г в Одессе. Позднее «пастеровские станции» появились в Петербурге, Москве, Самаре.

В 1913 г в Батуми открыта противомалярийная станция. В 1922 г в России создана первая кафедра эпидемиологии ученым Заболотным.

Проверкой для организованной системы противоэпидемических мероприятий было ВОВ, когда несмотря ни на что удалось избежать распространения инфекционных заболеваний.

Читайте также:  Жар или озноб почему холод переносят по-разному Зима

Дальнейшее развитие эпидемиологии как науки дало не только возможность разработки вопросов возникновения и профилактики инфекционных заболеваний, но и разработки теоретических основ этой науки, разработки современных эпидемиологических концепций.

Эпидемиология. Определение и ее разделы

Эпидемиология — это общемедицинская наука, изучающая процессы возникновения, развития и распространения любых патологических состояний в человеческой популяции и разрабатывания меры борьбы и профилактики с ними.

Предметом изучения в эпидемиологии является эпидемический процесс.

  • 1-учение об эпидемиологическом процессе
  • 2-противоэпидемич.средства и мероприятия (вакцины, дез.средства)
  • 3-организация противоэпид. обслуживания населения (ЛПУ, госпитали, центры гигиены и эпидемиологии и др.)
  • 4-частная эпидемиология (напр. эпидемиология туберкулеза и т.п.)
  • 5-эпидемиологическая диагностика

Формирование и развитие эпидемиологии

Термин эпидемия — Гиппократ. Эпидемия («полюдие»).

Древний или «догиппократовский» — XII—V в.в. до н.э. — период эмпирических догадок и накопления некоторых фактов.

  • 1. Гиппократовский — V—IV в.в. до н.э. до XV—XVI в.в. — впервые задумались над причиной (этиологией) массовых болезней, учение о конституции мест и лет.
  • 2. Добактериологический — XV—XVI в.в. до второй половины XIX в. — Д. Фракосторо, Т. Сиденгейм, Д.С. Самойлович, Э. Дженнер и др.
  • 3. Бактериологический — 2-я половина XIX в. до 1-й четверти XX в. — Л. Пастер, Р. Кох, И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, Д.И. Ивановский и др.
  • 4. Современный или научной эпидемиологии — с 1-й четверти XX в. до настоящего времени — становление эпидемиологии как науки (Д.К. Заболотный, Л.В. Громашевский, И.И. Елкин, В.Д. Беляков и др.).
  • 1 этап — добактериальный (до посл. четверти 19 века): 3 признака эпидемий (приуроченность к определенной местности, сезонность заболеваний, неравномерное поражение людей).

Самойлович — внедрение нового метода изучения заболеваний (статистический метод)-1837г. 1870 г.-эпидемиологический листок.

  • 2 этап-бактериологический — период открытия вакцин и сывороток (1-е десятилетие и до начала 20 века):
    • -Луи Пастер-иммунопрофилактика — метод атенуации (ослабление микробов на модели бешенства)
    • -Дженнер — вакцина против кори
    • -Роберт Кох — метод выделения чистых культур, метод окраски культур, микобактериальные поражения (туберкулез)
    • -И.И. Мечников — фагоцитоз

    Исторический период учения об эпидемиях начинается с Гиппократа (460 -377 гг. до н. э.). В трудах под общим названием «Семь книг об эпидемиях» Гиппократ обосновал гипотезу «эпидемической конституции». Предполагалось, что при определенной «конституции местности и времени» возникают миазмы — некие вещества, проникающие в организм из воздуха и обусловливающие заболевания людей.

    итальянский врач Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг.) создал цельное учение о причинах и способах распространения эпидемических болезней. Фракасторо установил, что существуют заразные болезни, обусловленные зародышами (контагиями), которые размножаются. Болезни передаются контактом (прикосновением) — прямым и непрямым и на расстоянии. Ученый считал, что контагии способны воспроизводить себе подобных. Основоположником отечественной эпидемиологии является Данила Самойлович (1724-1810 гг.), который был последовательным сторонником представления о контагиозной природе эпидемий. Данила Самойлович принимал личное участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве в 1771-1772 гг., организовывал карантинную и противоэпидемическую службу, Д. Самойлович одним из первых сделал попытку применить микроскоп для обнаружения живых возбудителей инфекционных болезней, существование которых он твердо защищал. Благодаря работам Л.Пастера, Р. Коха, И. Мечникова и многих других ученых, в 70-90-х годах прошлого века инфекционная природа эпидемических болезней стала уже не гипотезой, а фактом. Появилась новая наука — бактериология. Д.К. Заболотный выполнил многочисленные классические исследования по микробиологии и эпидемиологии холеры, сыпного тифа. Он совместно с Л.М. Исаевым установил в 1911 году роль тарбаганов в качестве источника чумной инфекции в Восточной Азии. Д.К. Заболотный является автором первой отечественной книги «Основы эпидемиологии». Ему же принадлежит заслуга организации в 1922 году первой кафедры эпидемиологии на медицинском факультете в г. Одессе.

    Особое значение имеют исследования выдающегося ученого, одного из основателей советской школы эпидемиологов Л.В. Громашевского (1887-1980 гг.). Л.В. Громашевским создано учение об эпидемическом процессе, разработано классическое учение о механизмах передачи возбудителей инфекционных заболеваний, предложена классификация инфекционных болезней.

    Е.Н. Павловский посвятил изучению паразитов-переносчиков возбудителей заразных болезней человека и многих животных. Он является автором более 800 научных работ, участвовал более чем в 170 комплексных экспедициях по изучению природно-очаговых инфекционных болезней. Важнейшим практическим выводом из учения о природной очаговости болезней для медицинской службы является осуществление профилактических мероприятий в населенных пунктах и комплексное обезвреживание или искоренение природных очагов трансмиссивных болезней. Благодаря работам В.Д. Белякова получила четкую структуру общая эпидемиология, на основе открытия саморегуляции паразитарных систем разработано оригинальное учение об эпидемическом процессе, создана современная классификация инфекционных болезней, в практическую реализацию введена новая форма организации противоэпидемической работы — система эпидемиологического надзора, впервые определены параметры качества и эффективности противоэпидемических мероприятий, разработаны теоретические и методические основы эпидемиологии неинфекционных болезней. Эпидемиология — раздел медицины, занимающийся изучением возникновения и распространения эпидемий болезней, а также борьбы с ними (Английский толковый словарь Коллинза). Эпидемиология — наука о массовых заболеваниях в человеческом обществе и их профилактике; она включает прежде всего изучение причин возникновения и условий распространения инфекционных болезней, закономерностей течения эпидемий, изыскивает способы их прекращения, имея конечной целью уничтожение инфекционных болезней и разработку полноценных профилактических мероприятий, предупреждающих появление заразных болезней (В.А. Башенин, 1958). Позже, когда инфекционные болезни стали встречаться не только в виде эпидемий, но и в виде разрозненных случаев, предметом эпидемиологии становится заболеваемость инфекционными болезнями в любых ее количественных проявлениях. Определение эпидемиологии, сформулированное Л.В. Громашевским, как раз и характеризует переходный период от эпидемического распространения болезней к меньшим масштабам их распространения. Эпидемиология — наука (учение) об эпидемиях или, вернее, о закономерностях эпидемического процесса (Л.В. Громашевский, 1965). В определениях других авторов указания на эпидемии, как правило, отсутствуют, но подчеркивается практическая сторона — профилактика и борьба с инфекционными болезнями.

    Этапы развития эпидемиологии

    ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

    Литература

    1. Гиппократ. Избранные книги. Пер. с греческого В.И. Руднева. Репринтное воспроизведение издания 1936 г. М.: Сварог, 1994.
    2. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник. М.: Медицина, 1989.
    3. Далматов В.В., Стасенко В.Л. Современная эпидемиология: предмет, метод, цель. Эпидемиол. и инфекц. бол. 2008; 5: 8–14.
    4. Башенин В.А. Общая эпидемиология. Л.: Медгиз, 1936.
    5. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний. М., 2001.
    6. Покровский В.И. Роль эпидемиологической науки и практики в охране здоровья населения страны. Журн. микробиол. 2003; 5: 34–40.
    7. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие среды и здоровье детского населения. Журн. микробиол. 2008; 6: 15–19.
    8. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник. СПб: Фолиант, 2005.
    9. Мак Манн Б., Пью Т., Ипсен Д. Применение эпидемиологических методов при изучении неинфекционных заболеваний. М.: Медицина, 1965.
    10. Шляхтенко Л.И., Лялина Л.В. Определение и предмет современной эпидемиологии. Журн. эпидемиол. 1997; 1: 94–99.
    11. J. Gordon. Epidemiology: The diagnostic Discipline of Public Health. Royal Sanitary Inst. J. 1954; 74(7): 65-67.
    12. Черкасский Б.Л Эпидемиологический диагноз. Л.: Медицина, 1990.
    13. Махмудов Б.Х. Популяционные исследования ишемической болезни сердца и некоторые вопросы организации и осуществления ее многофакторной профилактики среди населения: Автореф. д-ра мед. наук. М., 1987.
    14. Чазов Р. Г., Вихерт А.М., Оганов Р.Г. Эпидемиология основных сердечно-сосудистых заболеваний в СССР. Труды АМН СССР, Т. 1. М., 1986: 36–52.
    15. Эпидемиология неинфекционных болезней /Под ред. А.М. Вихерта и А.В. Чаклина. М., 1990.

    Об авторах / Для корреспонденции

    Брико Николай Иванович, д-р мед. наук, проф., акад. РАМН, зав. каф. эпидемиологии и доказательной медицины ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский
    университет им. И.М. Сеченова
    Адрес: 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
    Телефон: (8-499) 248-04-13
    E-mail: briko@mma.ru

    Покровский Валентин Иванович, акад. РАМН, проф. каф. эпидемиологии и доказательной медицины

Ссылка на основную публикацию
Эритроциты в моче по нечипоренко у ребенка — Спроси юриста
Повышены эритроциты в моче у ребенка: что это значит? Как эритроциты появляются в моче Повышены эритроциты в моче - что...
Энтерофурил при вздутии живота
После энтерофурила болит желудок Девочки, кто давал своим деткам это лекарство, скажите, а сильно ли ребенок плакал? Дали раз и...
Энтерофурил суспензия 200мг5мл 90мл, цена в Санкт-Петербурге от 237 руб, купить Энтерофурил инструкц
Энтерофурил - антибактериальное лекарственное средство ЖКТ, как и весь организм, это тонко организованная система, и порой ему приходится нелегко. Не...
Эрозивный дуоденит симптомы, лечение, диета 1
Эрозивный гастрит , MD, University of Wisconsin School of Medicine and Public Health 3D модель (0) Аудио (0) Боковые панели...
Adblock detector