Психологическая помощь подросткам с девиантным поведением, находящимся в центре временного содержани

Психологическая помощь подросткам с девиантным поведением, находящимся в центре временного содержани

Подростки с девиантным поведением.
статья

Социально-педагогическая работа — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Скачать:

Вложение Размер
podrostki_s_deviantnym_povedeniem.docx 21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Ермакова Жанна Алексеевна,

МОУ Речицкая СОШ

Социальный педагог и подростки с девиантным поведением.

Период взросления у некоторых подростков проявляется изменениями поведенческого типа: грубость с взрослыми, падание авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего проявляются так называемые девиантные подростки.Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками, или подростками асоциального поведения выстраиваются основные формы и методы в социально-педагогической работе с девиантными подростками. девиантный подросток педагог

Социально-педагогическая работа — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Сущность социально-педагогической работы с детьми разного девиантного поведения заключается в организации повышенной заботы, воспитания у них чувства собственного достоинства, опираясь на положительные качества характера; предотвращения или устранения различных отклонений в поведении; в установлении контакта.

Основные формы работы социального педагога с подростками девиантного поведения:

Первая форма — организация социальной среды.

Вторая форм — психопрофилактическая работа(информирование).

Третья форм — активное социальное обучение социально-важным навыкам.

Четвертая форма — организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Пятая форма — организация здорового образа жизни.

Шестая форма активизация личностных ресурсов.

Седьмая форма — минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Первая форма-организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы — все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок- групп. Чрезвычайно важна работа в местах, еще молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков лидеров, проводящих соответствующую работу. В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья форма профилактической работы — активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: Тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д. Тренинг ассертивности или аффективностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего — это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвёртая форма-организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности — спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма-организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению [32, С. 193-201а].

Социальный педагог в работе с девиантными подростками использует следующие методы:

  • 1. Метод психологического консультирования;
  • 2. Метод разговорной психотерапии.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными подростками является метод психологического консультирования.

Таким образом, психологическое консультирование — это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

Метод разговорной психотерапии — это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия — использование в работе музыкальных произведений и инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия — использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика — взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия — метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный педагог предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Изотерапия — лечение изобразительным искусством — наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно выразить свои мысли, страхи, надежды — то, что скрыто глубоко внутри человека. Изотерапия помогает избавиться от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение. Для рисования используют самые разные материалы: краски, карандаши, цветную бумагу, пластилин и т.д. — всё, что помогает создать художественное полотно.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка [30, С. 36-112].

Итак, рассмотрев девиантное поведение подростков, следует сделать вывод, что это явление комплексное и сложное. Оно может иметь как внешние, так и внутренние причины. Девиантное поведение связано не только с индивидуальными особенностями личности, которые создают благоприятную или неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних и внутренних факторов, а так же какой социум окружает подростка. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение, которое затрудняет их социализацию в обществе.

Поэтому работа социального педагога с такими подростками должна заключаться в выявлении причин девиантного поведения, профилактике (снятии причин, факторов и условий, их провоцирующих), и коррекции уже имеющихся отклонений.

В условиях Современной России подростки неподвластны противостоять рекламам, алкоголю. табакокурению, СМИ, а так же многим развлечениям, на которых делают очень много денег бизнесмены, и им не важна дальнейшая судьба подростка. Так же большое влияние на развитие девиантного поведения у подростка оказывает сама школа, не компетентность молодого специалиста, социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями, не учитывают индивидуально-психологических особенностей подростка. Семья как социальный институт тоже откладывает определенный отпечаток на подростка.

В общеобразовательных учреждениях в работе с такими подростками в основном опираются на такие документы как: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Закон об основных гарантиях прав

Как справиться с девиантным поведением подростков?

Содержание

В подростковом возрасте ребенок меняется, приобретает новые привычки и избавляется от старых. Родителям полезно знать об этом, чтобы подготовиться к тому, когда кризисный период вступит в свои права и начнет оказывать влияние на детско-родительские отношения. Подростки могут проявлять демонстративные формы характера, а также — девиантность поведения. Этот термин обозначает отклонение от нормы и, в тех случаях, когда это происходит, родители должны показать ребенка специалисту. В данной статье рассмотрим: какие проявления в поведении и психике подростков являются возрастной нормой, а какие требуют психологического и, даже, медицинского вмешательства?

Психика детей и девиантное поведение

Статистические данные исследований в области подростковой психологии показывают, что отклонения в поведении у детей составляют от 40 до 60%. Причины, которые провоцируют их, кроются в биологических, социальных и психологических особенностях детской психики. Специалисты, также, установили, что формы девиантного поведения часто проявляются у детей, которые воспитывались в неблагополучных семьях, имели тяжелую наследственность — склонность родителей к психическим расстройствам, алкоголизму, наркомании.

Однако, отклоняющееся поведение свойственно, также, детям, которые росли в безопасных условиях, где взрослые понимали и поддерживали их, заботились о здоровье, развитии, помогали учиться и взрослеть. Так бывает, если ребенок подвергается гормональной перестройке организма или имеет патологии центральной нервной системы. В то же время, подростки могут вести себя социально неприемлемым образом, если родители проявляют необъективность: чрезмерно контролируют ребенка, унижают, сравнивают, высмеивают стремление быть самостоятельным.

Что лежит в основе девиантного поведения? Дезориентация подростка во внутренней системе собственных ценностей и норм, а также, социальных требований. Дети, в период с 14 до 16 лет, остро нуждаются в том, чтобы удовлетворять потребность в самовыражении и самоопределении. Если для этого не создано благоприятных условий или родители, напротив, препятствуют развитию независимости подростка, то он «потеряется» среди того, что ему хочется делать и чему приходится соответствовать.

Ниже описаны признаки в поведении подростков, которые не свидетельствуют о серьезных поведенческих нарушениях, а говорят лишь о том, что ребенок взрослеет, активно отделяется от родителей, отстаивает свои права на голос, мнение, отдельную жизнь.

Подростковый возраст — время отделяться

В это время подросток сознательно увеличивает дистанцию между собой и родителями — это необходимый процесс для того чтобы повзрослеть. Как правило, мать и отец очень расстраиваются, наблюдая за такими процессами в изменении ребенка. Многие из них чувствуют себя обиженными, стараются все вернуть на свои места. Взрослые делают это по-разному: одни ругаются и манипулируют, угрожают детям, что, если те не изменят свое поведение и не станут покладистыми, то лишатся привилегий, которые у них есть в семье. Другие молчат и закрываются от ребенка, желая продемонстрировать ему собственную боль и мечтая о том, что он отзовется на чувства родителей и вновь станет вежливым и дружелюбным. Как правило, в обоих случаях этого не происходит.

Проявление грубости и агрессии в поведении говорит о том, что ребенок перестал воспринимать родительский авторитет. Поэтому родителям нужно изменить отношение к нему. Чем больше взрослые демонстрируют эмоций в ответ на грубость подростков, чем больше удовольствия, бессознательно, получают дети, чувствуя свое всемогущество и возможность управлять настроением матери и отца. Как относиться к детскому хамству? Нельзя позволять ребенку вести себя грубо, но и «эмоционально уничтожать» его за это тоже не стоит. Уверенность в себе, хладнокровие, способность ставить надежные родительский границы — ключ к тому, чтобы ребенок стал уважать взрослого человека, прислушиваться к нему, соблюдать требуемые правила.

Когда подростки ничего не хотят

Подавленность, депрессивный настрой, бесконечное нытье и жалобы на жизнь, отсутствие определенных желаний и, в то же время, возбужденное эмоциональное состояние — проявления в детском поведении, которые относятся к норме подросткового возраста. Психика детей в это время активно развивается, поэтому они сами не знают, что придет им в голову в следующий момент и как они захотят поступить — грустить или смеяться, испытывать разочарование или злость. Лучшее, что могут сделать родители в данной ситуации — не бороться с поведением с подростков, не смеяться над ними и не критиковать, а спокойно наблюдать за тем, как ребенок меняется, взрослеет, пробует разные формы поведения, примеряет на себя новые роли.

Когда подростку нужна помощь психолога?

Существуют проявления в психике и поведенческие нарушения, которые требуют от родителей обратится за консультацией к психологу. Помощь со стороны необходима всей семье, если у детей наблюдаются следующие симптомы в поведении и самочувствии:

  • подростки обнаруживают склонность к преступности: воруют деньги у родителей или продукты в магазине, совершают разбой, демонстрируют склонность к насилию эмоциональному или физическому — над собой, другими людьми, животными;
  • подростки стремятся уйти от реальности, или их тянет осуществлять деятельность, которая вызывает возбуждение, сильные эмоции. Трансовые состояния, употребление алкоголя, табака и других наркотиков, зависимости, в которых «живут» дети — компьютер, телефон, социальные сети, видеоигры. В настоящее время трудно найти подростков, которые не знакомы с современными гаджетами, однако, если привязанность к ним является чрезмерной, формируется зависимость — ребенок отказывается от еды, общения, его не интересует ничего, кроме желания уйти в свой мир. В таком случае требуется обязательная помощь психолога или психотерапевта;
  • дети ведут себя необъективно. Такие проявления характера возникают по причине неправильного, обесценивающего детскую личность воспитания в семье. Истерический невроз, приступы психопатии, неконтролируемые вспышки ярости и агрессии — не являются нормой, детская психика страдает и нуждается в помощи, возможно медикаментозной;
  • многие подростки, когда взрослеют, ведут себя депрессивно, и родителям стоит отличать особенности возраста от заболевания. Обычно, уныние у детей легко сменяется на радостное возбуждение, стоит их привлечь к чему-то интересному или неожиданному. Если депрессия длится долгое время и ничто не может «вытащить» ребенка из нее, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Основные направления деятельности и специфика социально-психологической помощи подросткам с девиантным поведением

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Под методами социальной работы понимаются способы, совокупность приемов и операций достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

В данной работе рассматриваются дети девиантного поведения, нуждающиеся в социальной помощи.

С учетом особенностей работы социального педагога конкретизируем содержание видов социально-педагогической поддержки.

Социально-информационная поддержка — обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.

Социально-правовая поддержка — соблюдение прав, содействие в реализации правовых гарантий подростков, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским и другим вопросам.

Социально-реабилитационная поддержка — содействие подросткам, родителям в оказании реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению их психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.

Социально-бытовая поддержка — содействие подросткам, проживающим в семьях группы риска, в улучшении бытовых условий.

Социально-экономическая поддержка — содействие подросткам в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи и материальной поддержке.

Медико-социальная помощь — профилактика алкоголизма, наркомании и других социально-негативных проявлений в подростковой среде, медико-социальный патронаж подростков из семей группы риска.

Социально-психологическая помощь — содействие подросткам в создании благоприятного микроклимата в семье, ближайшем окружении, в устранении негативных влияний социальной среды, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.

Социально-педагогическая помощь состоит в создании подросткам условий для преодоления и предупреждения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями, в сопровождении подростков в семьях группы риска.

В деятельности социального педагога в условиях образовательного учреждения И.А. Маврина выделяет функцию моделирования, консультативную функцию и функцию вспомоществования. Функция моделирования осуществляется через участие социального педагога в разработке новых образовательно-воспитательных систем. Консультативная функция обусловлена необходимостью проведения консультаций для детей группы риска и взрослых по различным педагогическим проблемам, вопросам разрешения конфликтных ситуаций, материальной и иных форм помощи. Функция вспомоществования направлена на оказание своевременной социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам (в том числе и попавшим в сложную жизненную ситуацию) и их родителям, а также педагогам и лицам, вовлеченным в педагогический процесс. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ результатов изучения мнений учеников, родителей, учителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей: способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организацией дополнительного образования и др. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

3) психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

1)знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;

3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.). В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития. Наиболее успешное и полноценное проведение той работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.

Направления, формы и методы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения детей и подростков включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

— создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

— создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

— создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

— организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

— создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

— организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка;

В профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении детей и подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Подход, основанный на альтернативности — организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика — это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога. Следующий подход — социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

— быть хозяином своего слова и дела;

— тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

— концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

— ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Социальная реабилитация в целом — это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Выделяются различные уровни социально реабилитационной деятельности: медико — социальный, профессионально — трудовой, социально — психологический, социально — ролевой, социально — бытовой, социально — правовой. Социально — психологическая реабилитация органично связана с другими ее формами. Социально — психологическая реабилитация позволяет клиенту (инвалиду и т. д.) успешно адаптироваться в окружающей среде и обществе в целом, обрести морально психологическое равновесие, уверенность в себе, устранить психологический дискомфорт, зажить полноценной полнокровной жизнью.

Сущность реабилитации может быть глубже понята позиций системного подхода. С точки зрения данного подхода, реабилитация представляет одновременно и цель (восстановление и сохранение статуса личности) и процесс (имеющий биопсихологические и социальные механизмы) и метод подхода к человеку, нуждающемуся в реабилитации. Реабилитация — это система отношений «человек — среда», где человек выступает как организм и личность, как открытая система, а среда как единство биологических и социальных факторов. Реабилитация, как система включает комплекс отдельных подсистем и их взаимосвязь: клинико-биологическая (решение проблем гомеостаза, адаптации, компенсации); социально — психологическая (анализ проблем общения, отношения, взаимоотношения и пр.); этическая (анализ взаимоотношений социального работника с клиентом на основе принципа партнерства); социально — экономическая; юридическая (разработка правовых норм и т. д.).

Итак, общее содержание реабилитации, в частности, в отношении больных и инвалидов, состоит в следующем:

1. Функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе — а) полное восстановление (реституция); б) компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например, при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы приспособление к работе левой рукой);

2. Приспособление к труду (трудотерапия);

3. Непосредственная социально — психологическая реабилитация — приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включение в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей.

В целом в качестве объектов психологии социальной работы выступают три общих группы населения:

ѕ социально малозащищенные группы (сироты, инвалиды и др.);

ѕ маргиналы (бродяги, «бомжи» и др.)

ѕ лица с отклоняющимся (девиантным) поведением (осужденные, алкоголики, наркоманы и др.)

Таким образом, краткий анализ основных понятий и категорий психологии социальной работы дает общее системно — структурное представление о ней как об отдельной вполне самостоятельной науке и учебной дисциплине, усвоение которой необходимо социальным работникам.

Перейдем теперь к анализу теоретико-методологического содержания на основе которого разрабатываются конкретные психотехнологии, социально — психологические методы и техника, инструментарий, используемые в психологической практике социальной работы.

Читайте также:  Близорукость - причины, симптомы, диагностика и лечение
Ссылка на основную публикацию
Прыщи на локтях фото, причины появление и принципы лечения
Почему на локтях и коленках появляются красные и белые прыщики в виде высыпаний Прыщи на локтях и коленях – следствие...
Профилактика рака факторы риска, виды профилактики онкологии
Профилактика рака Согласно данным ВОЗ, почти треть случаев онкологических заболеваний можно предотвратить. Поэтому одной из ключевых стратегий здравоохранения является профилактика...
Профилактика рака шейки матки
ЗдоровьеСтоит знать: Что такое рак шейки матки и как его предотвратить Вакцинация и физическая активность нужны — а ежегодный скрининг...
Прыщи на сосках — почему они появляются и как их лечить
Почему на груди и сосках появляются прыщи и как их убрать Прыщи на груди и сосках не только указывают на...
Adblock detector