Развитие ребенка в возрасте от 3 до 4 лет - полезные советы от VIKILAND

Развитие ребенка в возрасте от 3 до 4 лет — полезные советы от VIKILAND

3 года: кризис трех лет

В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

В этом возрасте ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Учите его разными способами разрешать конфликты.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, необходима консультация логопеда, невропатолога и психолога.

Он легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

Тело меняет свои размеры и пропорции, ребенок уже совсем не похож на пухлого младенца. Интенсивно развиваются крупная и мелкая моторика, двигательная активность достигает максимума.

Быстрое развитие мозга ведет к расширению интеллектуальных возможностей ребенка. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному, обогащается речь, развивается память и воображение.

За довольно непродолжительное время абсолютно меняется личность ребенка. Эти изменения затрагивают его характер, основные виды его деятельности и отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Именно в три года формируются основы образа его «Я» и определяется отношение к окружающему миру.

В связи с такой глобальной «перестройкой» внутреннего мира, ребенок довольно часто становится капризным и трудным.

Физиология

По сравнению с более младшим возрастом, особых изменений в рационе и режиме дня нет (если только вы не запишете малыша в садик). Продолжительный ночной сон, один дневной сон, четырехразовое питание. В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

Не забывайте про регулярные медосмотры : с этого момента их можно проходить раз в год, но не реже.

Навыки и умения

Ребенок этого возраста характеризуется крайне высокой потребностью в движении. Трехлетние дети постоянно совершенствуют свои двигательные навыки. На первый план выходит развитие крупной моторики — способности совершать движения, требующие участия всего тела (бег, прыжки, приседания, повороты).

Ребенок трех лет:

♦ Передвигается достаточно плавно и ловко, хорошо сохраняет равновесие.

♦ Легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

♦ Умеет ходить на носочках, стоять на одной ноге.

♦ Уверенно прыгает, в том числе через небольшие препятствия.

♦ Ловит и пинает мяч.

♦ Поднимается и спускается по лестнице, держась за перила и даже без опоры.

♦ Катается на трехколесном велосипеде.

В этот период совершенствуются и мелко-моторные навыки, хотя ребенок все еще испытывает трудности при совершении особо точных движений.

Тем не менее, трехлетний ребенок способен:

♦ Надевать и снимать с себя простую одежду, расстегивать пуговицы и управляться с большими молниями, снимать обувь на липучках.

♦ Правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть и пить.

♦ Держать карандаш указательным и большим пальцем, делать из пластилина шарики и валики, надрезать бумагу ножницами.

♦ Может нарисовать круг, горизонтальные и вертикальные линии, появляются первые человечки.

Таким образом, ребенок становится все более самостоятельным при выполнении повседневных действий.

Как развивается речь

К трем годам речевая активность ребенка многократно возрастает. Словарный запас малыша составляет приблизительно 1000-1500 слов, он использует практически все части речи, говорит предложениями из 3-6 слов и в целом усваивает грамматическую структуру языка.

Как правило, ребенок уже умеет выстраивать диалог: он охотно отвечает на вопросы окружающих, спрашивает сам, в его речи появляются вежливые слова и восклицательные интонации. В этом возрасте он уже может вербально описать свое состояние, рассказывать о своих впечатлениях, поделиться переживаниями.

Вообще, круг общения ребенка к концу третьего года жизни ощутимо расширяется: он много разговаривает как с близкими взрослыми, так и с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Речь ребенка часто сопровождает его самостоятельную деятельность, малыш комментирует свои действия с предметами («бросил мячик») и обращается к игрушкам («кушай, кукла»).

Трехлетка с удовольствием слушает аудиозаписи, сказки и стихи в исполнении взрослого, с легкостью запоминает их и воспроизводит практически дословно. Кроме того, он активно «играет» с языком, экспериментирует с рифмами, придумывает несуществующие слова.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, то необходима консультация специалистов — логопеда, невропатолога, психолога.

Как играет

В этом возрасте резко меняется и тип игровой деятельности ребенка. Раньше игра была похожа на разрозненный набор действий с игрушками. Например, взрослый показывал, как куклу кормить и укладывать спать, ребенок просто повторял за ним. Такие игры сводились к простому манипулированию предметами (малыш грузит кубики в машинку и тут же высыпает).

Теперь же ребенок эмоционально вовлечен в игру, увеличиваются ее продолжительность и вариативность. В игре появляется сюжет, все действия становятся логически связанными и последовательными. Ребенок везет кирпичи на стройку, там возводит дом и заселяет его, разбивает рядом огород и кормит овощами жильцов-новоселов.

Но самое главное – в игре ребенка появляются замещения. Большинство трехлеток без труда «превращают» од­ни предметы в другие и дают им соответствующие на­звания. Ведерко становится шляпой, фломастер – градусником, мячики – яблоками. Появление в игре таких символов свидетельствует о том, что ребенок теперь способен выйти за пределы конкретной ситуации, используя собственное воображение.

Теперь игра – это важнейшая часть жизни ребенка, деятельность, в которой происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Психологические особенности

В возрасте трех лет у ребенка резко возрастает стремление к отделению от взрослого. Малыш все чаще произносит: «Я сам», «Я хочу», «Я не буду», и демонстрирует свою независимость от близких. Этот период называют «кризисом трех лет».

Читайте также:  Аборты не делаем, рожайте! » но роддома отдают больным коронавирусом - МК

Ребенок действует наперекор любым предложениям взрослого, упрямится и закатывает истерики «на пустом месте». Он стремится все делать наоборот, противится воле старших; отвергает то, что он ежедневно делал раньше. В то же время, о н пытается самостоятельно делать то, к чему объективно еще не готов.

Далеко не у всех детей кризис проявляется в таких острых негативных формах. Кто-то реагирует не так бурно или совсем недолго по времени. Однако отношения с близкими взрослыми и с самим собой претерпевают существенные изменения в любом случае. Происходит становление собственного «Я» ребенка.

По мере выхода из кризиса ребенок перестает так отчаянно противопоставлять себя взрослому. У него появляется другой способ самоутверждения: теперь он стремится к достижению результата в деятельности, а достигнув желаемого – старается продемонстрировать свои успехи взрослому и получить его одобрение.

Ребенок не просто ставит кубик на кубик – ему важно построить максимально высокую башню и услышать похвалу от родителя: «Какая высокая башня! У тебя отлично получилось!». Теперь ребенок смотрит на себя глазами взрослого, он становится крайне чувствительным к тому, как окружающие оценивают его достижения. Так начинают формироваться чувство собственного достоинства и самоуважение.

Советы родителям трехлетки

«Кризис трех лет» – испытание для всей семьи. Очень важно пройти его «правильно», ведь от того, как складываются детско-родительские отношения в этот период, зависит будущее ребенка.

Единого рецепта, как реагировать на истерики трехлетки, не существует. Главное – дать ему понять, что конфликты можно решать по-разному.

Какие-то вещи родитель запрещает категорически, и ребенку придется с этим смириться. Нельзя убегать от мамы вблизи проезжей части, это опасно для жизни, и способом проявления самостоятельности быть не может. Малыш может яростно протестовать против ограничения своей свободы – кричать и вырываться, однако в вопросах здоровья и безопасности реакция взрослого должно быть однозначной.

Если речь идет о менее серьезных разногласиях, то можно использовать разные тактики поведения.

Иногда следует отвлечь ребенка – разговорами или игрой, устроить соревнование. Например, предложить заупрямившемуся трехлетке сыграть в «кто наденет куртку быстрее». В игровой форме можно собирать игрушки на скорость или чистить зубы вместе с куклой.

Иной раз можно и уступить ребенку, ведь он тоже имеет право на свое мнение и личные предпочтения. Не хочет есть манную кашу? Предложите на выбор гречневую или рисовую. Отказывается лечь спать сейчас же? Почитайте книгу еще пятнадцать минут. Речь не идёт о потакании малейшим капризам, однако иногда стоит пойти навстречу, проявляя уважение к желаниям и потребностям ребенка.

В некоторых ситуациях малышу нужно дать возможность выплеснуть наружу свои эмоции, сбросить напряжение и принять ситуацию такой, какая она есть. Если вы решили не покупать сыну десятую машинку, и он закатил в магазине скандал, то ничего не остается, как переждать бурю. Требования «закрыть рот» и «успокоиться сейчас же» окажут прямо противоположный эффект. Нужно просто побыть рядом, обнять, вытереть слезы. Можно даже ничего не говорить, гораздо важнее – тактильный контакт и внимание.

В таких ситуациях взрослый сам должен сохранять спокойствие и стараться не смотреть на окружающих, ведь чаще всего родители кричат на ребенка, потому что им «стыдно перед людьми».

Когда ребенок выплакался и успокоился, нужно рассказать, как надо себя вести, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Воспитательные беседы будут эффективными, только если они происходят в атмосфере спокойствия и доверия.

Важно! Именно в возрасте трех лет ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Если не гасить каждую конфликтную ситуацию криками и, тем более, шлепками, то ребенок осваивает разные стратегии поведения и учится считаться с волей других людей.

Кризис трех лет рано или поздно закончится, а вот то, чему ребенок научится в результате, останется с ним на долгие годы.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Развитие и воспитание детей

Появление малыша на свет – это, безусловно, радостное и волнующее событие для каждой семьи. Однако, на первых порах многие родители испытывают серьезный стресс, связанный с отсутствием знаний о развитии ребенка и возрастных кризисах. Многих мучает вопрос: «Нормально ли развит мой ребенок для своего возраста?». Для того, чтобы развеять эти сомнения, давайте рассмотрим календарь развития ребенка от рождения.

1 месяц

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Календарь развития ребенка: первая неделя жизни

2 месяц

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 2-3 месяцев

3 месяц

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 2-3 месяцев

4 месяц

  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 4-5 месяцев
  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет

5 месяц

  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 4-5 месяцев
  • Развивающие игры с детьми: чем занять кроху в 5-6 месяцев

6 месяц

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Развивающие игры с детьми: чем занять кроху в 5-6 месяцев
Читайте также:  Ответы Боль в области сердца при глубоком вздохе

7 месяц

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

8 месяц

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме

9 месяц

  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

10 месяц

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Вечерние ритуалы для малышей

11 месяц

  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

1 год

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Календарь развития ребенка: 1 год
  • Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей

2 года

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка
  • Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей
  • Как развивать речь у детей 2-3 лет
  • Как выбрать подарок ребенку

3 года

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • Как справиться с кризисом трех лет у ребенка
  • Кризис трех лет у детей
  • Календарь развития ребенка: кризис 3 лет
  • Как устанавливать ребенку границы: 8 правил
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?
  • Какие мультфильмы показывать детям
  • Как развивать речь у детей 2-3 лет

4 года

  • Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • Как организовать детский праздник своими силами?
  • Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • Ребенок боится спать один: 8 способов побороть ночные страхи
  • Как устанавливать ребенку границы: 8 правил
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?
  • Какие мультфильмы показывать детям
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

5 лет

  • Развивающие игры для детей 5–6 лет
  • Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений
  • Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет
  • Семейные правила: зачем они нужны?
  • Как организовать детский праздник своими силами?
  • Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?

6 лет

  • Развивающие игры для детей 5–6 лет
  • Советы родителям будущего первоклассника
  • Тайна зеленой ручки: как научить ребенка ошибаться
  • Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет
  • Семейные правила: зачем они нужны?
  • Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

7 лет

В семь лет окончательно происходит созревание лобных отделов полушарий мозга, гармонизируются процессы возбуждения и торможения. Поэтому этот возраст, с точки зрения физиологии, наиболее приемлем для начала учебной деятельности детей.

В то же время, семь лет – это очередной кризис, который переживает ваш малыш. Он учится новым социальным ролям, хочет принимать решения самостоятельно и начинает копировать взрослых.

Ребенку 3 — 5 лет. Что зависит от родителей?

Любой родитель хочет быть достаточно хорошим для своих детей. Любому родителю хочется, чтобы ребенок его любил, слушал, слышал, понимал и уважал, как минимум. Однако, каждый ли родитель задумывается, в какой степени он сам транслирует и демонстрирует ребенку собственное уважение к нему, внимание и умение слышать его, понимание его потребностей и желаний. Роль родителя осложняется еще и тем, что ребенок непрерывно растет, меняется и то, что было нужно ему от Вас год назад, уже совсем не актуально. Мы не имеем в виду материальные блага, а скорее говорим о поведении, количестве и качестве внимания, форме и количестве родительской любви и опеки, которые необходимы ребенку для успешного решения своих жизненных задач или «задач возраста», как говорят психологи.

В этой статье хотелось бы осветить задачи развития, которые ребенок решает в период от трех до пяти лет. Считается, что за этот период ребенок впитывает и осваивает больше, чем за все последующие годы. За два года он проходит большой путь в овладении речью, совершенствуется работа его опорно-двигательного аппарата, мелкая моторика. Идет мощная дифференциация клеток коры головного мозга. И несмотря на то, что в этом возрасте ребенок становится более автономным от родителей (начинает ходить в сад, активно заявляет о своей самостоятельности), роль близких взрослых неизмеримо важна в развитии ребенка. Итак, разберем основные моменты, на которые родителям детей от трех до пяти следует особенно обращать внимание.

Развитие речи в этот период особенно важно, поскольку именно она пронизывает все психическое развитие ребенка. Речь выступает как инструмент общения и является условием для развития познавательной деятельности и личности ребенка. Именно с трех лет ребенок начинает интересоваться совместной игрой со сверстниками, и в этом случае речь выступает как механизм социализации. Помимо накопления словарного запаса, тренировки отдельных звуков, обогащения речи глаголами, прилагательными и предлогами, необходимо целенаправленно развивать контекстную (пересказ) и объяснительную речь. Попросите ребенка рассказать Вам, что происходило в мультике, который Вы не успели посмотреть или сказку, которую вы забыли. Старайтесь не оставлять без внимания детские вопросы, объясняйте ребенку те или иные явления, а также просите его объяснять, например, поступки героев мультика или свои действия.

Ближе к трем годам ребенок начинает проявлять свою самостоятельность, стремиться сделать все по своему, готов отделяться от мамы, выражая большой интерес к игре со сверстниками. Не случайно большинство детей начинают ходить в детский сад именно в этом возрасте. Важно помнить, что у них практически нет опыта, как взаимодействовать со сверстниками, как вместе играть и во что. И задача взрослого – помочь ребенку этот опыт приобрести. Старайтесь организовать среду для взаимодействия с друзьями, мягко сопровождайте и учите малыша, как знакомиться, предлагать игры, как играть вместе, делиться игрушками, просить поделиться в ответ, ждать своей очереди. Это очень важные социальные навыки, которые ребенок может приобрести при чутком участии взрослого. Позже, с четырех — ближе к пяти годам, совместная игра детей становится очень разнообразной и все более сложной. Расширяется ролевой репертуар, сюжеты становятся насыщенней. Сложнее становятся и отношения друг с другом: появляются любимые друзья, «недруги», они отмечают положительное и отрицательное поведение сверстников, оценивают других.

Читайте также:  Высокое давление и гипертония чем опасно для человека

Игра становится ведущим типом деятельности – именно в ней происходит познание, развитие, обучение, именно она выступает как мотивирующий фактор. Важно учить ребенка играть – показывать, как действовать с игрушкой, расширять возможности ее применения. Самостоятельная игра ребенка может остаться очень скудной. Появляется сюжетно-ролевая игра, сначала в простых повторяющихся действиях, которые затем все больше насыщаются сюжетами. Помогайте малышу, привносите в игру новые сюжеты – вот машинка проехала круг, кукла попросила ее прокатить, потом она захотела кушать – готовим для нее обед, укладываем спать.

В это время ребенок смело экспериментирует с личностными границами: как много он может требовать от родителей, как далеко заходить в своих желаниях, что ему будет за невыполнение инструкций взрослого. Важно, чтобы границы, нормы и правила были в жизни ребенка, чтобы он знал, что есть взрослые, способные его ограничивать и защищать. Очень важно, чтобы у взрослых были единые, последовательные требования к ребенку, которые должны быть:

  1. Разумными (не стоит настаивать там, где это не принципиально и можно уступить)
  2. Понятны ребенку (необходимо объяснить, почему что-либо делать нельзя — например, сказать, что это опасно, что Вы переживаете за него; и где возможно предложить какую-то альтернативу)
  3. Последовательными (что нельзя сегодня, то нельзя ВСЕГДА, идти на уступки стоит только в исключительных случаях, иначе, уступив один раз, Вам будет легко поддаться на уговоры и во второй);
  4. Едиными для всех членов семьи, вся семья должна придерживаться единого стиля воспитания (не должно быть такого, чтобы, например, мама запрещала дочери что-то, а бабушка, в тайне от нее, позволяла нарушать запрет, балуя внучку).

Однако, необходимо соблюдать баланс и стараться прислушиваться к ребенку, показывать ему, что его потребности и мнение важно для взрослых и они готовы его учитывать. Позволяйте малышу проявлять инициативу, самостоятельность, активность в познании окружающего мира.

Также стоит помнить о личном примере, модели поведения, которую ребенок в этом возрасте копирует абсолютно. Отслеживайте, что Вы делаете, что говорите, с какой интонацией, как общаетесь не только с ребенком, но и с другими членами семьи, друзьями, окружающими. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был вежливым и говорил «волшебные» слова, то и Вы должны обязательно здороваться при встрече, говорить «до свидания» при прощании, не забывать благодарить (и ребенка тоже!) и т.д. Такое же правило касается и каких-то навыков, которым мы хотим ребенка обучить – в первую очередь мы должны сами делать так, как надо всегда, ну или почти всегда! Если Вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, всегда прибирайте свои вещи!

Крупная моторика ребенка в этом возрасте позволяет ему чувствовать себя свободно и уверенно при выполнении различных жизненных «упражнений»: прыгать, бегать, залезать на лестницу и слезать, стоять на одной ноге и т.д. Современные родители зачастую очень увлекаются интеллектуальным развитием ребенка, забывая о развитии общей моторики. Тем не менее, ее вклад в целостное гармоничное развитие ребенка достаточно велик. Благодаря хорошо развитой крупной моторике, ребенок становится ловким, сильным, а как следствие смелым, стремится к достижениям, и просто здоровым. Предоставляйте малышу больше свободы в движении, меньше беспокойтесь, выставляйте разумные ограничения по безопасности. Если есть возможность, поставьте дома спортивный комплекс, вместе с ребенком придумывайте новые интересные упражнения-приключения, ходите гулять на площадки, по возможности посещайте бассейн или танцы.

Мелкая моторика ребенка активно развивается, набирает обороты и творческое мышление (воображение, фантазия, представление). Вместе с малышом можно получать большое удовольствие от рисования различными способами (кисточкой, пальчиками, ватной палочкой, карандашами, мелками и т.д.) и различными материалами (краски, ), лепки из пластилина, воска, глины, делая небольшие поделки из природных материалов, аппликаций. Занимаясь подобными делами, Вы развиваете ребенка сразу в нескольких направлениях: творческое мышление, мелкая моторика, саморегуляция, свобода самовыражения, расширение словарного словаря, укрепляете самооценку, и, что наиболее важно, поддерживаете с ребенком теплые, эмоциональные взаимоотношения.

Ссылка на основную публикацию
Радионуклидные исследования
Идём на обследование: плюсы и минусы радиоизотопной диагностики Сплошные преимущества В основе этого метода обследования лежит способность радиоактивных изотопов к...
Пятна на коже красного цвета не чешутся, не шелушатся
Красные шелушащиеся пятна на теле Кожный покров является отражением всех процессов, которые проходят в человеческом организме и состояния его здоровья....
Пятна на ступнях и пальцах ног — еще один симптом коронавируса
Врачи обнаружили новый симптом COVID-19. Теперь придётся следить не только за руками, но и за пятками Пятна на пятках, а...
Радоновые ванны лечение, показания и противопоказания
Радоновые ванны: польза, показания и противопоказания Радоновые ванны (радонотерапия) оказывают лечебное воздействие на человека, погруженного в минеральную радоновую воду. Ванны...
Adblock detector