Ресоциализация - это что Как проходит процесс ресоциализации личности

Ресоциализация — это что Как проходит процесс ресоциализации личности

Десоциализация и ресоциализация

В современной научной литературе широко функционируют понятия десоциализации, ресоциализации, непосредственно связанные с процессом социализации. Вместе с тем, следует отметить, что разные исследователи вкладывают в данные термины различное содержание, единое понимание категорий отсутствует, что существенно затрудняет процессы изучения указанных процессов.

Подходы к пониманию социализации

Под социализацией в наиболее общем виде пониманию процесс усвоения личностью социального опыта, его последующего преобразования в личностные ценности, интенции, поведенческие модели, ориентации.

Указанный процесс является двусторонним, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, при его реализации отмечается взаимное влияние общества на личность и личности на социум.

Протекание социализации зависит от многочисленных экономических, политических, социальных, исторических, культурных, технологических факторов.

В общем виде выделяют два основных периода социализации:

  • первичная, которая начинается с момента рождения ребенка и заканчивается к 18 годам, во время которой индивид становится личностью, активным членом общества;
  • вторичная, которая длится на протяжении всей остальной жизни личности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Десоциализация и ресоциализация 410 руб.
  • Реферат Десоциализация и ресоциализация 230 руб.
  • Контрольная работа Десоциализация и ресоциализация 250 руб.

Социализация, таким образом, представляет собой непрерывный, перманентный, социальный процесс.

Ресоциализация как социальный феномен

В структуре социализации отдельно выделяют ресоциализацию, которая характерна только для второго периода жизни личности, осуществляется исключительно у взрослых.

По своей сути ресоциализация представляет собой возобновление процесса социализации в новых условиях, под воздействием новых факторов.

Различают осознанную и неосознанную ресоциализацию.

Выделяют три основных ситуации, которые «запускают» процессы ресоциализации:

  1. Попадание личности в «карцерные» учреждения (тюрьмы, клиники для душевнобольных, военные училища, медицинские учреждения, любые институты, в которых индивидуум содержится изолированно от социального окружения).
  2. Обстоятельства крайнего напряжения, стресса: антропогенные, природные катастрофы, болезни, смерть и пр.;
  3. Смена социальных ролей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Другими словами, ресоциализация инициируется в ситуации, когда у личности возникает потребность в адаптации к новым, изменившимся условиям социально-природной окружающей среды.

Выделяют следующие виды ресоциализации:

  • базовая, при которой меняются базовые ценности личности;
  • адаптационная, при которой изменяются лишь те ценности, которые позволяют легче пройти процесс адаптации;
  • идентификационная – смена базовых ценностей в результате приобретения новой идентификации;
  • поверхностная, при которой меняются неосновополагающие ценности.

Десоциализация как социальный феномен

В отличие от ресоциализации, десоциализация представляет собой процесс социализации с обратным знаком.

Десоциализация – процесс деградации, распада личности, при котором социализация индивидуума становится фрагментарной, приобретает антисоциальную, асоциальную направленность.

В результате десоциализации прежде социализированная личность частично или полностью возвращается к доличностной форме, утрачивает отдельные личностные качества. В свою очередь, деформация личности может стать причиной исключения индивидуума из общества.

Причиной десоциализации могут стать серьезные заболевания, утрата прежнего социального окружения и пр. Указанный процесс запускается теми же факторами, что и процесс ресоциализации, однако, результаты – кардинально противоположные.

Таким образом, ресоциализация и десоциализация выступают кардинально противоположными процессами. В результате ресоциализации личность приобретает новые личностные качества, обеспечивающие успешность адаптации к новым условиям; следствием десоциализации выступает распад личности, ее исключение из общества.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ

Понятие «ресоциализация» обладает междисциплинарным статусом и используется различными отраслями знаний: социологией, педагогикой, юриспруденцией и пр. Соответственно, сущность и содержание процесса ресоциализации определяются в зависимости от позиций и взглядов его исследователей.

К понятию ресоциализация достаточно близко понятие «реабилитация», под которым, например, авторы сборника «Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков» понимают в социально-психологическом смысле как «возврат необходимых возможностей и способностей к здоровой и полноценной жизни в обществе самой личности освобожденного из мест заключения» [1]. В данном случае достаточно сложным является определение понятий «здоровая» жизнь и «полноценная» жизнь. В буквальном смысле «здоровая» жизнь означает жизнь без каких-либо заболеваний, и бесспорно, нам всем бы хотелось достичь такого состояния и для этих подростков, и для всех членов нашего общества, но, скорее всего, данная цель является иллюзорной. Недостижимым также является стремление к полноценной жизни, так как полноценность может определяться только самой личностью, для каждой личности критерии полноценности разные и стремиться к их достижению может только сама личность. Для того чтобы говорить о полноценности жизни в рамках реабилитации или ресоциализации, было бы необходимым определить какие-то минимальные границы такой полноценной жизни, что думается, весьма сложным.

Процесс ресоциализации рассматривается отдельными авторами в достаточно узком смысле. Так, например, В. Л. Васильев ставит процесс ресоциализации в один ряд с такими процессами, как «перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщение их к трудовой деятельности и нормальной социальной среде, отслеживание динамики личности осужденного, разработка рекомендаций по перевоспитанию и ресоциализации осужденных» [2]. Таким образом, ресоциализация в данном понимании является отдельным направлением общей работы с осужденным. Думается, что такой подход сводит процесс ресоциализации только к адаптации осужденного в обществе. С этим нельзя согласиться, т.к. адаптировать человека, освобождающегося из мест лишения свободы в обществе можно только посредством его исправления, приобщения к трудовой деятельности и к нормальной социальной среде и т.д.

Мы рассматриваем ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей как целенаправленный процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и (или) способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права. Данный процесс направлен на восстановление индивида в качестве социализированного члена общества с целью недопущения рецидива правонарушений.

Социальная, педагогическая, правовая, юридическая, воспитательная, психологическая работа с несовершеннолетними, совершившими преступления, направленная на предупреждение совершения ими новых преступлений является важным направлением профилактической работы. Именно эти направления работы составляют суть ресоциализационной работы с подростками, совершившими преступления и находящимися в местах лишения свободы.

Читайте также:  Неопухолевые изменения клеток эпителия

Ресоциализация – сложное многофункциональное явление, результат которого – приспособление индивида к жизни в социуме. Следовательно, процесс ресоциализации растянут во времени и может быть разделен на отдельные этапы. Разумеется, это деление условно, так как она представляет собой процесс, протекающий непрерывно.

Основываясь на имеющемся научном понимании вопроса, можно предложить следующую структуру процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей с учетом ведущей роли основных социальных институтов [3]:

1) начальная ресоциализация. Предполагает ломку стереотипа «правонарушитель», «трудный подросток», т. е. в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор имела для него исключительную значимость. На данном этапе реализуется целеполагающая функция ресоциализации, в результате чего появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый;

2) частичная (неустойчивая) ресоциализация. В этот период возможны рецидивы асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о несовершеннолетнем у ближайшего окружения. На данном этапе реализуются адаптивная и интегративная функции ресоциализации;

3) полная ресоциализация. Характеризуется завершением процесса ресоциализации. На этом этапе у подростка складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественно-полезном труде. При этом необходимо отметить, что стабилизирующая функция реализуется на всех этапах ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, потому что она относится не к личности правонарушителя, а к обществу в целом. Таким образом, процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование ценностно-нормативных представлений и соответствующих этим представлениям навыков социального поведения, формирование положительного социального статуса у бывшего правонарушителя.

– ресоциализация – это процесс, т.е. длящийся во времени, включающий в себя определенные стадии, смену состояний;

– целенаправленность процесса означает, что весь ход ресоциализации подчинен одной цели, исходя из которой и определяются оперативные цели и строятся задачи; цель ресоциализации определяется в самом понятии, т.е. возвращение и приобретение необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права;

– возвращение необходимых возможностей и способностей. Большинство подростков, находящихся в местах лишения свободы, из неблагополучных семей, тем не менее, у каждого из них есть что-то позитивное в прошлом, на что можно опереться в процессе ресоциализации – это могут быть связи с близкими родственниками, знания, полученные в школе, умения, полученные в училище, в процессе работы, какие-то черты характера, творческие, спортивные способности, даже мечты и др.;

– это процесс приобретения необходимых возможностей и способностей. Прежде всего это получение профессии, выбор и нахождение мета работы, учебы; решение вопросов с жильем; получение правовых знаний и др. В данном случае речь идет о минимально необходимых возможностях и способностях. Причем возможности могут быть как более или менее объективные, т.е. не в полной мере зависящие от самого несовершеннолетнего, например, решение вопросов с жильем, возможность трудоустройства в регионе и др., с другой стороны, возвращение и приобретение способностей – это фактор субъективный, непосредственно зависящий от подростка, от его желания работать, учиться, поддерживать связь с родственниками, решать иные свои проблемы;

– процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего, его поведение должно соответствовать нормам права, которые устанавливает типовой стандарт нормального, с точки зрения юридической оценки, поведения в обществе.

Вся деятельность по ресоциализации несовершеннолетних должна строиться на принципах – это исходные начала, руководящие положения, основные требования, которые могут иметь общий и индивидуализированный характер. К общим принципам, т.е. распространяющимся на всех несовершеннолетних, относятся следующие [4]:

– комплексность подхода, т.е. участие в мероприятиях по ресоциализации не только специалистов различного профиля: юристов, педагогов, психологов, воспитателей, духовенства, но и людей из различных социальных групп, разного возраста; комплексность подхода означает не только участие специалистов различного профиля в работе с подростком, но и взаимодействие всех этих специалистов между собой, преследование общей цели в процессе ресоциализации, согласование мероприятий между собой, совместное анализирование всего процесса ресоциализации;

– поэтапность процесса ресоциализации означает, что эта деятельность носит плановый характер; мероприятия, осуществляемые в ходе этой деятельности, делятся, прежде всего, на два основных этапа: пенитенциарный и постпенитенциарный;

– систематичность – важный признак процесса ресоциализации, означающий, что мероприятия, осуществляемые в ходе ресоциализации идут непрерывно во времени; однако, необходимо отметить, что если на пенитенциарной стадии систематичность процесса ресоциализации достаточно реальна, то на постпенитенциарной не всегда осуществима;

– процесс ресоциализации должен быть максимально индивидуализирован, т.е. должен учитывать как субъективные факторы, так и некоторые объективные условия (например, регион проживания подростка, а также городская или сельская местность и др.); необходимо отметить, что индивидуализация наказания несовершеннолетнего есть гарантия успешности всего процесса ресоциализации;

– соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе ресоциализационного процесса позволит не только избежать негативного влияния двойных стандартов, когда, с одной стороны, подростка призывают к уважению прав окружающих, а, с другой стороны, унижают его достоинство, используют насилие, но и даст уверенность в важности соблюдения норм права, важности прав человека, самой личности человека;

– активное участие самого несовершеннолетнего в ресоциализационном процессе означает, что подросток становится не столько объектом сколько субъектом ресоциализаци; с одной стороны удается избежать «потребительства», а с другой стороны, узнать лучше подростка, его проблемы;

Читайте также:  Лекарство ЦИТОВИР-3 - инструкция по применению, отзывы

– активизация позитивного в несовершеннолетнем, т.е. найти что-то хорошее, позитивное, развить это и именно это должно стать стержнем процесса ресоциализации.

В соответствии с этими принципами происходит реорганизация деятельности социальных институтов по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, которая предполагает разработку и внедрение в широкую практику институтов образования и здравоохранения коррекционно-реабилитационных программ для несовершеннолетних правонарушителей, а также специализированную работу с семьей, воспитывающей подростка-правонарушителя.

Бесспорно, что степень ресоциализации каждого подростка зависит не только от ресоциализацион-ных программ, но и от его индивидуальных психологических установок, мировоззрения, характера, в конце концов какой-то конкретной ситуации. Однако, все осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, рано или поздно возвращаются в наше общество, и от того, какими они вернутся, зависит наше благополучие и будущее.

Список литературы:

  1. Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб., 2001. – С. 4.
  2. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб., 2002. – С. 627.
  3. Камилова Н. Г., Юлдашева Р.М. Принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – Вып. 2. – Т. 10. – 2012. – С. 41-42.
  4. Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы // Сибирский юридический вестник. – 2004. – № 2. – С. 82-83.[schema type=»book» name=»РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ» description=»В статье рассмотрено понятие «ресоциализация», основные признаки, стадии и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.» author=»Привалова Виктория Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]

Ресоциализация — Resocialization

Ресоциализация — это процесс, с помощью которого меняется чувство социальных ценностей, убеждений и норм. Этот процесс преднамеренно осуществляется в различных условиях, например, во многих неполных семьях и военных учебных лагерях посредством интенсивного социального процесса, который может происходить в учреждении в целом . При социализации важно отметить, что то, чему можно научиться, можно и не выучить. Это составляет основу ресоциализации: разучиться и заново учиться.

Ресоциализацию можно определить также как процесс, в ходе которого индивиды, определенные как неадекватные в соответствии с нормами доминирующего института, подвергаются динамическому перераспределению этих ценностей, установок и способностей, чтобы позволить им функционировать в соответствии с нормами указанного доминирующего института. учреждения. Это определение больше относится к тюремному заключению. Если индивиды демонстрируют девиантность, общество доставляет правонарушителей в полное учреждение, где они могут быть реабилитированы.

Ресоциализация различается по степени тяжести. Легкая ресоциализация может быть связана с переездом в другую страну. Тому, кто это сделает, возможно, потребуется изучить новые социальные обычаи и нормы, такие как язык, еда, одежда и разговорные обычаи. Более ярким примером ресоциализации является присоединение к вооруженным силам или культу , а наиболее серьезным примером может быть ситуация, когда человек теряет все воспоминания и поэтому ему придется заново изучать все нормы общества.

Первый этап ресоциализации — это разрушение прежних убеждений и уверенности человека.

Содержание

  • 1 Учреждения
  • 2 В армии
  • 3 В тюрьмах
  • 4 ссылки

Учреждения

Целью тотальных институтов является ресоциализация, которая радикально меняет личность жителей путем преднамеренного манипулирования их средой. Тотальный институт относится к институту, в котором человек полностью погружен и контролирует всю свою повседневную жизнь. Вся деятельность происходит в одном месте под единым руководством. Примеры тотального учреждения включают тюрьмы, общественные дома и армию.

Ресоциализация — это процесс, состоящий из двух частей. Во-первых, сотрудники учреждения пытаются подорвать самобытность и независимость жителей. Стратегии размывания идентичности включают в себя принуждение людей отдавать все личное имущество, делать одинаковые стрижки и носить стандартную одежду. Независимость подрывается из-за того, что жителей подвергают унизительным и унизительным процедурам. Примерами являются обыск с раздеванием, снятие отпечатков пальцев и присвоение серийных номеров или кодовых имен вместо имен жителей.

Вторая часть процесса ресоциализации включает систематические попытки построить другую личность или себя. Обычно это делается через систему поощрений и наказаний. Возможность читать книгу, смотреть телевизор или разговаривать по телефону может быть мощным мотиватором для подчинения. Конформность возникает, когда люди меняют свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям авторитетного лица или ожиданиям более широкой группы.

Нет двух людей, которые одинаково реагируют на программы ресоциализации. Некоторые жители оказываются «реабилитированными», но другие могут стать ожесточенными и враждебными. Кроме того, в течение длительного периода времени строго контролируемая среда может разрушить способность человека принимать решения и жить независимо, что известно как институционализация , негативный результат всей институции, который мешает человеку когда-либо эффективно функционировать во внешнем мире. мир снова. (Спроул, 154-155)

Ресоциализация также очевидна у людей, которые никогда не были « социализированы » в первую очередь или от которых не требовалось вести себя в обществе в течение длительного периода времени. Примеры включают одичавших детей (никогда не социализированных) или сокамерников, которые находились в одиночном заключении .

Социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь. Социализация взрослых часто включает изучение новых норм и ценностей, которые сильно отличаются от тех, которые связаны с культурой, в которой вырос человек. Процесс может быть добровольным. В настоящее время поступление на службу в добровольческую армию рассматривается как пример добровольной ресоциализации. Нормы и ценности, связанные с военной жизнью, отличаются от тех, которые связаны с гражданской жизнью (Riehm, 2000).

Социолог Эрвинг Гоффман изучал ресоциализацию в психиатрических учреждениях. Он охарактеризовал психиатрическое учреждение как тотальное учреждение, в котором фактически каждый аспект жизни заключенных контролируется учреждением и рассчитан на достижение целей учреждения. Например, учреждение требует, чтобы пациенты соблюдали определенные правила, даже если это не обязательно отвечает интересам людей.

Читайте также:  Левомицетин Актитаб - описание, инструкция по применению Левомицетин Актитаб, показания, противопока

В армии

Те, кто присоединяется к армии, попадают в новую социальную сферу, в которой они социализируются как военные. Ресоциализация определяется как «процесс, в котором человек, признанный неадекватным в соответствии с нормами доминирующего (ых) института (ов), подвергается динамической программе поведенческого вмешательства, направленной на привитие и / или омоложение тех ценностей, взглядов и способностей, которые позволит . функционировать в соответствии с нормами указанного доминирующего учреждения (ов) «.

Учебный лагерь служит примером для понимания того, как военнослужащие ресоциализируются в рамках общего института вооруженных сил. Согласно Фоксу и Пизу (2012), цель военной подготовки, как и учебного лагеря, состоит в том, чтобы «способствовать добровольному и систематическому подчинению собственных индивидуальных желаний и интересов интересам своего подразделения и, в конечном итоге, страны». Для этого все аспекты жизни военнослужащих существуют в одном военном учреждении, контролируются одними и теми же «институциональными властями» (инструкторами по тренировкам) и выполняются для достижения целей всего института. Индивидуальная «гражданская [иная] идентичность с ее встроенными ограничениями искореняется или, по крайней мере, подрывается и откладывается в пользу идентичности воина и ее центральной ориентации на убийство». Военная подготовка готовит людей к бою, продвигая традиционные идеи мужественности, например, обучая людей игнорировать естественные реакции своего тела на бегство от страха, боль или проявление эмоций. Хотя ресоциализация посредством военной подготовки может создать у военнослужащих чувство целеустремленности, она также может вызвать психические и эмоциональные страдания, когда члены не могут достичь установленных стандартов и ожиданий.

Военнослужащие частично обретают цель и смысл через ресоциализацию, потому что учреждение обеспечивает доступ к символическим и материальным ресурсам, помогая военнослужащим создавать значимые идентичности. Фокс и Пиз заявляют, что «как и любая социальная идентичность, военная идентичность всегда является достижением, чем-то, что зависит от соответствия ожиданиям других и их признания. Центральное значение проверки эффективности в вооруженных силах и необходимость« соизмерения »усиливают это зависимость. Хотя ресоциализация посредством военной подготовки может создать у военнослужащих чувство целеустремленности, она также может вызвать психические и эмоциональные расстройства, когда члены не могут достичь установленных стандартов и ожиданий «.

В первые пару дней наиболее важным аспектом базовой подготовки является отказ от своей личности. Новобранцы сбрасывают одежду и волосы, которые являются физическим воплощением их прежней личности. Процессы происходят очень быстро, и у новобранцев нет времени подумать о потере своей личности, и у них нет шанса сожалеть о своих решениях.

Затем сержанты-инструкторы дают молодым мужчинам и женщинам романтическое представление о том, что значит быть солдатом и насколько это мужественно. Когда начинается тренировка, она требует больших физических усилий и усложняется с каждой неделей. Новобранцев постоянно оскорбляют и унижают, чтобы сломить их гордость и разрушить их способность сопротивляться переменам, которым они подвергаются. Сержанты-инструкторы создают фасад, который говорит своим новобранцам, что завершение базовой подготовки отличает их от всех остальных, кто потерпел неудачу. Однако почти все новобранцы успешно проходят обучение и заканчивают базовую подготовку.

Тренинг также состоит из ролей. Есть три младших сержанта по строевой подготовке, которые ближе к новобранцам по возрасту, и один старший сержант по строевой подготовке, который становится отцом для новобранцев. Командир роты играет богоподобную роль, на которую равняются рекруты. Люди в ролях станут образцами для подражания и авторитетными фигурами, но также помогут создать чувство лояльности ко всей организации.

Новобранцев заставляют маршировать в строю, в котором все люди движутся одинаково в одно и то же время, что вызывает чувство единства. Это заставляет новобранцев чувствовать себя не индивидуальностями, а частью группы. Они поют ритмично, чтобы поднять боевой дух и дать группе почувствовать свою значимость. Сержанты-инструкторы также скармливают группе небольшие победы, чтобы солдаты гордились собой и чувствовали себя успешными.

Отряд также подвергается групповому наказанию, что объединяет отряд. Как правило, всех объединяет одинаковая ненависть к чему-либо. В этом случае групповое наказание позволяет всем новобранцам ненавидеть сержантов-инструкторов и наказание, но при этом находить единство внутри своего подразделения. Они будут поощрять других подталкивать себя и создавать общие невзгоды.

В тюрьмах

В тюрьмах существует два разных типа ресоциализации. Первый тип заключается в том, что заключенные должны учиться новому нормальному поведению, применимому к их новой среде. Второй тип — заключенные должны принимать участие в реабилитационных мероприятиях, чтобы помочь исправить свои девиантные привычки. Когда индивид нарушает господствующие нормы общества, уголовная система подвергает его форме ресоциализации, называемой криминальной реабилитацией.

Реабилитация направлена ​​на то, чтобы приблизить реальное поведение заключенного к поведению большинства людей, составляющих доминирующее общество. Идеальное общественное поведение высоко ценится во многих обществах, главным образом потому, что оно служит защите и повышению благополучия большинства членов общества. При реабилитации система лишает преступника его предшествующей социализации преступного поведения, включая методы совершения преступления и конкретные мотивы, побуждения, рационализации и отношения. Преступное поведение — это усвоенное поведение, от которого можно отучиться.

Первый шаг к реабилитации — это выбор среды. Это тип взаимодействия девианта с окружающими его людьми в заключении. Обычно это определяется после проведения психологического и социологического обследования преступника. Второй шаг — это диагностика, непрерывный процесс, на который влияет обратная связь с поведением человека. Следующий этап — лечение, которое зависит от диагноза. Будь то лечение зависимости или переосмысление ценностей человека, лечение — это то, что возвращает преступника к социальным нормам.

Ссылка на основную публикацию
Рентгенологическая картина рака желудка в зависимости от локализации опухоли; Энциклопедия безопасно
8. Тема: Рак желудка. Клиническая и инструментальная диагностика. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить симптоматологию рака желудка, клинические его проявления, возможности инструментальной диагностики....
Рекомендации после Диспорта (Dysport) что нельзя делать после, противопоказания, ограничения после п
Ботокс - не опасен и прекрасен Во многом эффект от проводимых косметологических процедур зависит от двух ключевых факторов – опыта...
Релиф Адванс инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Reli
Релиф в Москве Релиф Инструкция по применению Цена на Релиф от 453.00 руб. в Москве Купить Релиф в Москве можно...
Рентгеноскопия дает возможность изучить 1
Рентгеноскопия дает возможность изучить 1. состояние корней легких 2. легочной рисунок 3. междолевые щели + 4. подвижность диафрагмы Разрешающая способность...
Adblock detector