Самые важные этапы развития в первые 6 месяцев жизни ребенка

Самые важные этапы развития в первые 6 месяцев жизни ребенка

Этапы развития новорожденного

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.
Читайте также:  Спаечная болезнь презентация, доклад

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

Поэтапное развитие ребенка от рождения до года

Появление малыша в доме — это особое событие, которое часто выбивает из колеи даже опытных родителей. И если понимать, что этапы развития ребенка до года — это всего лишь ступеньки к его взрослению и становлению, а не очередные испытания для родителей, то это поможет преодолеть самые сложные моменты.

Начальный этап: что характерно для новорожденного ребенка?

Новорожденный малыш продолжает сохранять положение тела, в котором он привык находиться в утробе у мамы. Тело крохи слегка согнуто, голова наклоняется в сторону, а ручки и ножки большую часть времени согнуты в суставах. Не нужно пытаться это исправить, искусственно выпрямляя кроху в кроватке. Со временем его положение станет более естественным. Скорее наоборот, важно понимать, что здоровый малыш не должен лежать без движения идеально прямо. Постоянное движение ногами и руками является его нормальным состоянием, причем в положении как на спине, так и на животе.

Для новорожденных до месяца характерно проявление врожденного рефлекса ходьбы. Если взять кроху на руки и удерживать в вертикальном положении, то его ноги будут шагать в воздухе. Уже спустя месяц или полтора этот рефлекс исчезнет.

Только появившийся на свет ребенок уже воспринимает яркий свет, слышит звуки, умеет моргать, плачет при проявлениях страха или боли. Основные ощущения у него тактильные, поэтому так важно дарить ребенку на этом этапе тепло и ласку маминых рук, приучать к грудному вскармливанию.

Первый месяц жизни: минимум изменений

Спустя месяц малыш, продолжая сохранять слегка согнутое положение тела, начинает стремиться поднять голову, лежа на животе. Пока это у него получается не очень хорошо: голова шатается и заваливается то на одну, то на другую сторону. В положении сидя голова малыша пока не может сохранять правильное положение из-за недостаточно окрепших мышц шеи. Здоровый малыш уже к окончанию первого месяца жизни может держать головку в течение 10 секунд.

У малыша по-прежнему сохраняется хватательный рефлекс и автоматическая ходьба, появляется способность фиксации взгляда, что легко проверить, удерживая перед ним яркую игрушку. Тактильные ощущения у крохи дополняются зрительным контактом с окружающим его миром и в первую очередь — с мамой. Когда месячный ребенок кричит, можно примерно определить причину крика, анализируя громкость и интонации.

Два месяца: переходный период

Самое очевидное, что происходит с крохой на этом этапе — это исчезновение рефлекса автоматической ходьбы и постепенное распрямление тела и конечностей. Голову младенец в этом возрасте может удерживать, хоть и не устойчиво, больше 10 секунд, в том числе и при подтягивании за ручки в сидячем положении.

Малыш начинает различать звуки. Он становится более внимательным и любознательным, старается вслушиваться и всматриваться во все, что его окружает. Главным событием для всей семьи в этот период становится первая улыбка младенца. Так малыш проявляет свою любовь к близким людям. К концу второго месяца кроха начинает «гулить», издавая своеобразные звуки – сначала тихие и неуверенные, а потом более смелые.

Развитие в 3 месяца: активное общение

В три месяца малыш уже может лежать на животе с поднятой головой около минуты. Тело его распрямляется окончательно, голова в вертикальном положении не запрокидывается. Малыш уже может удерживать в ладошке погремушку и пытается попробовать ее на вкус. Появляется способность следить глазами за движением объектов, происходит активный контакт с мамой и близкими — ребенок улыбается и «гулит».

Четыре месяца: осознание себя

Ребенок в этом возрасте уверенно держится на предплечьях в положении лежа на животе, осматривается кругом и способен упираться ладонями в поверхность опоры, раскачивая торс. Кроха проявляет живой интерес ко всему, что его окружает, пробуя на вкус все, до чего дотягивается. Особенно забавным становится желание малыша исследовать собственные части тела: он осматривает ноги, руки и отчаянно пытается попробовать их на вкус.

В 4 месяца наблюдать за малышом становится особенно интересно, особенно в моменты его бурного веселья. Кроха в этом возрасте способен не только улыбаться, но и хохотать над, казалось бы, совершенно обычными вещами. «Гуление» в этом возрасте становится особенным из-за обогащения его новыми звуками.

Пять месяцев — важный этап в физическом и эмоциональном развитии

Ребенок в этом возрасте уже умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Конечности при этом активно сгибаются. У малыша хорошо получается опираться на ножки с удержанием веса тела, когда вы держите его под руки в вертикальном положении.

Кроха больше внимания обращает на окружающих его людей и предметы, учится различать интонации и мимику, выражает эмоции и реагирует на их проявление со стороны семьи. А вот «гулить» дети в этом возрасте начинают менее активно, за исключением некоторых малышей, продолжающих совершенствовать уже наработанные звуки.

Шесть месяцев: новые возможности и интересы

Окончание первого полугодия со дня своего рождения большая часть детей празднует освоением умения садиться без помощи взрослых. Малыши в этом возрасте более активны физически, могут удерживаться в положении лежа на животе, упираясь одной рукой в поверхность кровати. С игрушками в 6 месяцев у деток устанавливается свой контакт: они спокойно могут захватывать их в кулачок, перекладывать в разные руки и пробовать на вкус. Координация движений становится заметно лучше.

Здоровый малыш в 6 месяцев особенно внимателен, способен проследить происхождение звука. А вот в плане общения ребенок в этом возрасте становится более избирательным: теперь он улыбается только тем, кому доверяет и кого чаще всего видит перед собой, игнорируя и часто даже опасаясь незнакомых людей. В речи малышей можно различить отдельные слоги, напоминающие слова «мама» и «да».

В 7 месяцев — знакомство с миром с помощью рук

Семимесячный ребенок проявляет особый интерес к игрушкам, с удовольствием совершая с ними всевозможные манипуляции. Кроха играет не только с предметами, но и с собственными частями тела, захватывая ножки в положении лежа на спине. Малыш совершенствует способность переворачиваться на живот из положения на спине, таким образом подготавливая тело к новому этапу — ползанию.

Читайте также:  Фотопорация — метод оздоровления кожи лица светом

Большая часть деток в этом возрасте пробует пить из чашки, и это у них отлично получается. Они активно лепечут, стараются произносить как можно больше звуков, наблюдая за губами взрослых. К концу этого периода малыши часто пробуют ползать.

8 месяцев: закрепление наработанного

Именно закреплению всего того, чему удалось научиться ранее, малыш посвящает первую половину 8-го месяца жизни. Кроха учится обращаться с игрушками, получая удовольствие от улучшившихся функций кисти, пробует вставать, садиться и менять положение тела. Малыши, которые освоили технику ползания, пользуются возможностью добраться до желаемой цели без помощи взрослых.

Восьмимесячный малыш уже способен различать знакомых и незнакомых людей, у него проявляется склонность к наблюдению за действиями взрослых. Многие детки в этом возрасте впервые открывают для себя свое отражение, пытаются наладить с ним контакт. В 8 месяцев малыш также уже спокойно может:

  • сосать сухарики и сушки;
  • пить из чашки, самостоятельно удерживая ее в руках;
  • исследовать помещение в пределах досягаемости.

9 месяцев: сокращение дистанций

Анализируя развитие малыша по месяцам, можно отметить, что именно этот период один из самых беспокойных для родителей. Малыш начинает активно ползать, доставая все, что находится в пределах его роста. Ребенок способен передвигаться не только на четвереньках, но и на ногах, удерживаясь руками за опору.

Особенно забавляет детей в этом возрасте процесс кидания предметов, за которым они наблюдают часто с безудержным весельем. Ребенок в 9 месяцев уже может находить и показывать называемые предметы, откликается на имя, способен прислушиваться к тихим звукам. Многие именно в этом возрасте радуют близких первым словом.

10 месяцев: проба на вкус ощущения контроля

В этом возрасте детки способны выбирать позу для времяпровождения самостоятельно за счет улучшения функций рук и ног. У малышей улучшается моторика пальцев, они способны поднимать мелкие крошки двумя пальцами.

Если еще месяц назад ребенок познавал процесс падения предметов, то в 10 месяцев он учится их не просто кидать, а при этом замахиваться, усиливая звук падения и получая от этого огромное удовольствие.

Многие малыши радуют близких «ладушками» и играми вроде «сороки-белобоки» на ладошках. Такие игры становятся прототипом первого диалога между крохой и взрослым.

11 месяц развития: первые шаги

За месяц до своего первого юбилея многие детки начинают пробовать ходить. Кто-то из них продолжает преодолевать расстояния ползком. Малыши в этом возрасте лучше управляются руками, активно пьют из чашки и могут есть неперетёртую пищу. Некоторые детки в этом возрасте начинают пробовать говорить, соотнося названия окружающими их предметами.

1 годик: ощущение полной самостоятельности

Большая часть деток к годику начинает ходить самостоятельно, иногда продолжая время от времени ползать по привычке или во время игры. Малыши, которые не ходят к этому возрасту, не считаются отстающими в физическом развитии. Они начнут ходить, но позже на несколько месяцев, и это не может являться поводом для волнения, если не были выявлены какие-либо нарушения. Для годовалого ребенка, гармонично развивающегося по месяцам, характерны:

  • слова, максимально похожие на речь человека;
  • интерес к старшим детям;
  • чувство юмора;
  • любознательность;
  • осторожность.

Малыши в этом возрасте четко осознают свою самостоятельность, пользуются вновь освоенными навыками и с большим интересом наблюдают за сверстниками и старшими детками, часто сохраняя до определенного момента дистанцию из чувства осторожности.

Интересные методики для развития малышей до года

Наблюдение за естественным процессом развития малыша по месяцам — занятие увлекательное.

Но, помимо пассивного наблюдения, можно попробовать помочь крохе быстрее адаптироваться к окружающему миру, используя проверенные авторские методики. Самые популярные из них:

  • Монтессори;
  • Никитиных;
  • Зайцева;
  • Глена Домана;
  • Сесиль Лупан.

Развитие малышей до года по этим методикам позволит облегчить им жизнь в дальнейшем, ускорить процесс освоения информации. В таблице ниже принципы и основы каждой из методик.

Методика Принципы
Глена Домана С помощью карточек, на которых изображены животные, цифры или буквы, деток знакомят с окружающим миром.
Монтессори Основана на индивидуальных способностях каждого малыша. Детей развивают коллективно, пробуя разные занятия, предлагая делиться опытом.
Зайцева Помогает запомнить буквы с помощью кубиков. Уже до года кроха способен будет запомнить некоторые из них.
Никитиных Построена на тандеме ребенка со взрослым, на плечи которого ложится задача разбудить интерес к чему-то, что позволит раскрыть способности малыша без давления.
Сесиль Лупан Пробуждение желания узнавать мир в соответствии с возрастом ребенка

В заключение отметим: вам будет намного проще и интереснее, если вы постараетесь научиться извлекать только приятное из каждого периода в жизни крохи до года, получая удовольствие от наблюдения и прямого участия в процессе познания им окружающего мира.

Развитие новорожденного по неделям

Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.

Основные этапы развития

Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:

  • Начинают работать легкие, а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
  • Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
  • Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком. У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
  • Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.

  • Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
  • У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
  • У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие, вызванное слабостью глазных мышц. Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
  • Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
  • В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.
Читайте также:  Как не спутать пневмонию с простудой и чем опасно переносить ее на ногах

Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:

На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.

Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.

К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.

Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.

Календарь развития по неделям в таблице

Возраст

Умения

1 неделя (7 дней)

Удерживание головки несколько секунд.

Фокусирование взгляда на расстоянии от 5 до 15 см.

Непроизвольное смыкание пальчиков и ручек.

Узнавание запаха грудного молока.

Реагирование на яркий свет морганием и закрыванием глаз.

Оживление при приближении родителей.

2 недели (14 дней)

Рассматривание взрослого, невольные подмигивания и забавные гримасы.

Поворачивание головы на голос мамы или звук погремушки.

Фиксация взгляда на яркой игрушке диаметром до 10 см.

3 недели (21 день)

Удерживание головки до 5 секунд, поднимание ее после небольшого отдыха.

Узнавание мамы и папы.

Разглядывание предметов и лиц на расстоянии до 50 см.

Замирание при виде чего-либо нового и резких незнакомых звуках.

Захватывание ручками пальцев и волос родителей.

Оживление при звуке знакомого голоса.

4 недели (28 дней)

Активные движения ногами и руками.

Узнавание мамы по голосу и запаху.

Сосредоточение взгляда на предметах и лицах на расстоянии до 1 м.

Выражение эмоций разным криком (недовольным, радостным).

Приподнимание головы в положении лежа на животике до 5 секунд.

Удерживание взгляда на мамином лице или неподвижном предмете в поле зрения долгое время.

Активное рассматривание окружающего мира с рук взрослого.

Крепкое удерживание пальцев взрослого.

Удерживание взгляда на движущемся предмете до 7 секунд.

Первая неделя

В первые дни жизни малыш и мама знакомятся друг с другом, а основная потребность младенца заключается в тесном контакте с мамочкой. Лучшим питанием для карапуза является молозиво, которое через несколько дней сменяется зрелым молоком, подстраиваясь под потребности крохи.

Внешне ребенок пока не похож на младенцев на страницах журнала. Лицо крохи после родов бывает несимметричным, на голове нередко возникает припухлость, а сама голова сплющена и немного вытянута в овал.

Кожа зачастую красная и лишь к концу первой недели бледнеет. У некоторых детей на 3-5 дне жизни возникают шелушения кожи на груди и животике. Небольшая желтушность с 3-го дня жизни также считается нормой.

Кроме того, на первой неделе отмечают такие особенности:

  • Мышечный тонус на первой неделе повышен.
  • Слез у малютки в первые недели жизни нет, а потовые железы еще развиваются (их функция налаживается к 7-му дню жизни).
  • На слизистых не должно быть налета, она в норме должна быть влажной и розовой.
  • К концу первой недели пупочная ранка подсыхает и затягивается.
  • Носик малютки иногда покрывает сыпь в виде мелких белых точек.
  • Сердце малютки сокращается 110-170 раз за минуту, а нормальная частота дыханий в минуту составляет 30-50 раз.
  • Со второго-третьего дня вместо мекония начинает выделяться желтоватый стул с кислым запахом около 4-5 раз в день (при грудном вскармливании).

О том, как выглядит малыш в первые дни после родов, смотрите в видео.

Вторая неделя

Краснота кожи, припухлость и желтушность на этой неделе зачастую проходят. Кроха начинает прибавлять в весе, а гипертонус в конечностях, который считается нормой для ребенка первого месяца жизни, пока сохраняется. Малыш еще не научился удерживать голову, а движения ног и рук малютки пока непроизвольные и хаотичные.

Отмечаются и такие нюансы:

  • Младенец большую часть суток спит (около 16-20 часов).
  • Терморегуляция пока еще не наладилась.
  • Ладошки и стопы покрыты сухой кожей.
  • Ноготки отрастают, поэтому их уже требуется постричь.
  • Кожа многих деток начинает шелушиться.
  • Мочеиспусканий насчитывают минимум 15 в сутки.
  • Кишечник ребенка опорожняется 3-4 раза в день, а кал – кашицеобразный, желтый.

Третья неделя

Движения конечностей карапуза старше 2 недель уже становятся менее хаотичными, а череп у большинства малышей третьей недели жизни восстановил свою форму.

Активность младенца растет, а из-за обилия впечатлений многие малыши становятся к вечеру раздражительными.

Плач крохи меняется, приобретая интонацию, например, когда малютку что-либо тревожит, крик будет громким и требовательным.

Для ребенка третьей недели жизни характерны и такие особенности:

  • Обоняние крохи становится острее.
  • Малыш начинает ощущать равновесие и положение собственного тела в пространстве.
  • Приемов пищи на грудном вскармливании в этом возрасте бывает не меньше 10-12.
  • Карапуз начинает узнавать лица и голоса близких.
  • Режим дня лишь устанавливается, кроха по-прежнему большую часть суток проводит во сне.

Опорожнение кишечника в этом возрасте происходит от 2 до 8 раз в сутки. При грудном вскармливании стул желтый, с масляно-молочным запахом и консистенцией горчицы. Если малыш получает смесь, стул бывает 1-4 раза в сутки, а каловые массы более темные и твердые, с неприятным запахом и коричневатым оттенком.

Четвертая неделя

Развитие малыша на этой неделе идет в высоком темпе. Кроха все лучше приспосабливается к окружающему миру, радуется родителям, следит за игрушками и начинает агукать. Сон в сутках ребенка четвертой недели жизни занимает примерно 17-19 часов, а число кормлений составляет минимум 6-7.

Отмечаются такие особенности развития:

  • Ноги и руки ребенка по-прежнему согнуты, а кулачки сжаты.
  • Ребенок еще не научился хорошо координировать свои движения.
  • Младенец активно учится удерживать голову.
  • При недовольстве карапуз громко плачет и резко двигается, например, сучит ножками, когда его беспокоят колики.
  • Глаза у большинства малышей голубые, но с возрастом они могут изменить окраску.
  • Зрение еще не полностью полноценное, поэтому крохе сложно концентрировать взгляд.
  • Начинают выделяться слезы.

Сколько грамм набирают новорожденные в неделю?

Прибавка веса новорожденного младенца зависит от разных факторов (пола, питания мамы, наследственности, состояния здоровья и других), но существуют усредненные показатели, показывающие, сколько в среднем прибавляет малютка на каждой неделе жизни.

Вес и сколько малыш должен прибавить:

Первая неделя

Мальчики рождаются с весом 2500-4400 г, девочки – с весом 2400-4200 г.

В первые дни нормальной является потеря до 10% веса (в среднем теряют 5-7%), с которым кроха родился, но к концу первой недели малыш зачастую набирает этот вес обратно, а некоторые младенцы еще и прибавляют до 100 г.

Вторая неделя

В начале этой недели вес ребенка примерно тот же, с которым он родился, но некоторые младенцы на второй неделе все еще возвращают вес, потерянный после родов. Большинство малышей начинают активно прибавлять в весе и набирают в среднем 150-250 г (минимум 20 г в день).

Третья неделя

На этой неделе детки прибавляют примерно 200-250 г.

Четвертая неделя

К концу недели ребенок прибавляет в среднем 170-200 г, поэтому вес мальчиков в 4 недели составляет 3400-5800 г, а девочек – 3200-5500 г.

Помните, что данные в таблице являются примерными, а каждый карапуз развивается индивидуально, поэтому допустимы небольшие отклонения. Если же отличия от данных показателей значительные, проконсультируйтесь с педиатром.

Ссылка на основную публикацию
Садовые клопы виды, описание вредных и полезных клопов
Коричнево-мраморный клоп: меры борьбы в сельском хозяйстве и дома Жизнь мраморного клопа подчинена биологическому ритму, который определяет поведение этого насекомого...
Ротавирусная кишечная инфекция Симптомы и лечение у детей
Острые кишечные инфекции ОКИ (острые кишечные инфекции) – это группа инфекционных заболеваний (около 30 видов), которые вызваны различными патогенными микроорганизмами...
Ротокан для ингаляций Небулайзером инструкция по применению детям и взрослым, дозировка как разводит
/ pupewibaji.md Ротокан - Отзывы о Ротокане.. Описание и инструкция Ротокана. Дети до 12 лет при применении Ротокан должны быть...
Салициловая кислота – инструкция, применение от прыщей, отзывы, цена
Салициловая кислота, применение в медицине и косметологии. Салициловая кислота известна многим как лекарство для лечения кожных болезней. Кроме того, это...
Adblock detector