Синдром дефицита внимания у детей школьного и дошкольного возраста симптомы

Синдром дефицита внимания у детей школьного и дошкольного возраста симптомы

Как распознать СДВГ у ребёнка и помочь ему

Это расстройство часто путают с обычной невоспитанностью. Тем не менее, речь идёт о серьёзном диагнозе.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:

  • Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
  • Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
  • Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»

Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.

Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.

Как распознать СДВГ

Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует ADHD and the Rise in Stimulant Use Among Children — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.

Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 6A05 Attention deficit hyperactivity disorder относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.

И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.

1. Возраст

Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) случаев диагностируются между 6 и 12 годами.

Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.

2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев

Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода Slideshow ADHD in Children — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.

Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.

3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе

При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.

Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

4. Симптомы, которые снижают качество жизни

О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) .

При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:

  • Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
  • Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
  • Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
  • Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
  • Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
  • Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
  • Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
  • Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.

При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:

  • Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
  • Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
  • Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
  • Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
  • Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
  • Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.
Читайте также:  Тестостерон у мужчин нормы, симптомы и причины низкого уровня тестостерона

При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.

Чем опасен СДВГ

Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам Adult ADHD :

  • плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
  • отсутствию друзей и поддержки;
  • насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
  • низкой самооценке;
  • неспособности строить и соблюдать планы;
  • необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
  • частым перепадам настроения;
  • горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
  • постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
  • невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
  • злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
  • проблемам с выплатой долгов и законом.

Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.

Как лечить СДВГ

Для начала хорошие новости.

От 30 до 70% детей Slideshow ADHD is Adults , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».

У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

1. Психотерапия

В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

2. Работа в семье

Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.

Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

Вот что могут сделать Slideshow ADHD in Children мама и папа:

  • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
  • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
  • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
  • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.

3. Медикаментозная терапия

Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

Откуда берётся СДВГ

Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.

Учёным удалось выделить лишь ряд факторов ADHD Causes , которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.

1. Наследственность

Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.

2. Преждевременные роды

Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).

3. Вредные привычки матери во время беременности

Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.

4. Повреждения лобной доли мозга

Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.

Читайте также:  Припухлость в области подмышки – фото и причины

5. Воздействие токсинов в младенчестве

Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.

Что делать, если у вашего ребёнка cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Если Ваш ребенок постоянно в движении, не может 5 минут посидеть спокойно, вечно что-то бросает, хватает, не реагирует на замечания взрослых, часто не доводит начатое дело до конца, Вы услышите совет обратиться к детскому неврологу. Что делать, если врач поставил Вашему ребенку диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Прежде всего, стоит сказать себе, что Вы не одиноки, столкнувшись с этой проблемой. По данным статистики в мире около 21% детей с СДВГ. В России их около 35%. В США говорят о 30% школьников. У мальчиков это заболевание встречается в 8 раз чаще, чем у девочек. Причины СДВГ не до конца изучены. При СДВГ в мозге вырабатывается недостаточно допамина – вещества, которое управляет процессами торможения, и избыток норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение. Дисбаланс в системах возбуждения и торможения, приводит к тому, что центральная нервная система ослаблена. Она не может обеспечить концентрацию внимания на тот же временной период, который является возрастной нормой для здорового ребенка. Импульсивность и повышенная возбудимость также являются следствием слабости нервной системы.

Нейропсихологическая диагностика (определение уровня развития памяти, внимания, речи, мышления, зрительного и слухового восприятия, предметных движений) поможет составить программу коррекции. Помните, что лечение, начатое в 5-6 .лет эффективнее, чем в 10-11. Для детей младше 4 лет невролог может выявить риски развития заболевания, а дефектолог – научить родителей правильно играть с малышом.

Немаловажно правильное питание, обеспечивающее организм ребенка необходимыми аминокислотами. Нейротрансмиттеры (вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой) должны получать полноценное питание. Именно передача нервных импульсов при СДВГ создает большие проблемы.

В обменных процессах участвуют магний и таурин. Часто их дефицит способствует развитию СДВГ. Необходимо проконсультироваться с врачом о целесообразности приема препаратов магния.

Для детей с СДВГ очень важно соблюдение режима дня. Слабая нервная система нуждается в безопасности, регулярном полноценном отдыхе. Значение сна для гиперактивного ребенка трудно переоценить.

Спокойная доброжелательная атмосфера в доме тоже необходимое условие для преодоления СДВГ. Мультики во время еды, постоянно работающий телевизор или компьютер не дают сосредоточиться на конкретном деле, закрепляют привычку к рассеянному вниманию. Противоречивые указания взрослых, их непоследовательность в воспитании усугубляют проблемы.

Итак, если о диагнозе СДВГ Вы узнали, когда ребенку менее 4 –х лет, Ваши главные помощники врач-невролог и учитель-дефектолог.

Для детей от 4-х лет разработаны методы нейропсихологической коррекции. Часто занятия проходят индивидуально, — не все дети с СДВГ поддаются психо-коррекционному воздействию даже в малой группе. Излишняя импульсивность и возбудимость затрудняют обучение. Это вовсе не означает, что дети с СДВГ обладают низкими интеллектуальными возможностями. Часто случается обратное. Однако стоит иметь в виду: если общими усилиями не удастся компенсировать проявления СДВГ в старшем дошкольном возрасте, родители ребенка и он сам могут столкнуться с большими проблемами в начальной школе.

Гиперактивность – это навсегда?

Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.

Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.

Диагностические критерии дефицита внимания:

  • Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
  • С трудом удерживает внимание в работе и игре;
  • Не слушает, что ему говорят;
  • Не в состоянии следовать инструкции;
  • Не может организовать игру или деятельность;
  • Не может длительно концертировать внимание;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто и легко отвлекается;
  • Часто бывает забывчив.

Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.

Диагностические критерии гиперактивности:

  • Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
  • Часто вскакивает со своего места;
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
  • Всегда в движении;
  • Не может играть в тихие игры;
  • Очень много говорит.
Читайте также:  Аскорбиновая кислота инструкция по применению, аналоги, статьи » Справочник ЛС

Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.

Диагностические критерии импульсивности:

  • Отвечает на вопрос не выслушав его;
  • Не может дождаться своей очереди;
  • Вмешивается в разговоры других.

Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.

У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.

Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.

Признаки в возрасте 1 года:

  • ребёнок чрезмерно активен;
  • редко спокоен в бодрствующем состоянии;
  • много кричит;
  • отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
  • характерен сниженный аппетит;
  • ребенок мало и беспокойно спит;
  • нет этапа ползания;
  • активно реагирует на обращение;
  • не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.

Признаки в возрасте 2 лет:

  • ребёнок постоянно в движении;
  • необычайно любопытен;
  • готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
  • утомителен для окружающих;
  • бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
  • не обращает внимания на замечания.

Признаки в возрасте 3 лет:

  • ребёнок стремится к постоянному движению;
  • бывают приступы агрессии;
  • проявляется ярко выраженное упрямство;
  • отмечается неловкость и неуклюжесть;
  • часто ломает игрушки;
  • характерна повышенная отвлекаемость;
  • способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.

В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.

Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.

Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.

Время от времени становится неуправляемым.

Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.

Реакция на окружающих

В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.

На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.

Отношение к последствиям

Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних)

Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.

Поведение у психолога

Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием.

Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.

Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.

Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.

Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.

Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.

Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!

Врач-невролог Гудная Т.П.

Психолог Борозда А.В.

г. Минск, ул. Налибокская, 15

Справка
+375 (17) 377 39 03
+375 (17) 375 25 33
+375 (17) 375 29 33
Вызов врача на дом
+375 (17) 374 25 03
+375 (17) 374 55 04
Приемная
+375 (17) 375 85 00 (факс)
+375 (17) 209 85 51

© 2020 4-я городская детская клиническая поликлиника

Ссылка на основную публикацию
Симптомы, причины и лечение отосклероза, формы и диагностика (без операции вылечить невозможно)
Отосклероз уха: причины, симптомы, диагностика и особенности лечения Слух – это один из способов восприятия окружающего мира. Способность слышать часто...
Симптомы и лечение неалкогольной жировой болезни печени
Гастроэнтерология Направления Гастроэзофагеальный рефлюкс Панкреатит Желчекаменная болезнь (холелитиаз) Гастрит Язвы желудка Гастрит с хеликобактером Синдром раздраженного кишечника Гепатит Язвы двенадцатиперстной...
Симптомы и лечение симфизита при беременности
Как определить симфизит при беременности: что это такое В период беременности может присутствовать такое заболевание, как симфизит. Эта патология возникает...
Симтомы, диагностика и лечение закупорки кровеносных сосудов
Венозная непроходимость На заглавную О журнале Cтатьи. Работа с контентом Поиск Сосудистая недостаточность как патологическое состояние Актуальность. Представление об этиологии...
Adblock detector