Смысл жизни личности, Понятие смысла жизни, Особенности процесса поиска смысла жизни - Психология и

Смысл жизни личности, Понятие смысла жизни, Особенности процесса поиска смысла жизни — Психология и

Смысл жизни с точки зрения психологии

История развития человека и общества убедительно свидетельствует, что проблема смысла жизни входит в круг «вечных», которые, несмотря на все перипетии социальной эволюции и динамику социокультурных практик, никогда не выпадали из поля внимания людей. Не случайно анализ смысла жизни и процессов смыслообразования находится уже на протяжении нескольких тысячелетий «в ядре» философской, психолого-педагогической, социальной и культурологической рефлексии. Мы поставили цель — проследить основные направления психолого-педагогической рефлексии по вопросу о смысле жизни, с тем, чтобы использовать это в учебно-воспитательной работе, в частности, со школьниками.

Специфика психолого-педагогической науки переводит фокус внимания исследователей от анализа метафизических пониманий смысла жизни к анализу его как внутреннего регулятора жизнедеятельности. При этом следует отметить, что интерпретация смысла жизни в ее психолого-педагогическом аспекте непосредственно связана с тем, в рамках какой парадигмы осуществляется рефлексия: например, психоаналитической (З. Фрейд, К. Юнг и др.), в когнитивной (Д. Келли, К. Левин, Ж. Нюттен, Э. Толмен, Х. Хекхаузен и др.), гуманистической (К. Роджерс, Д. Ройс, А. Пауэлл, Ф. Феникс и др) или экзистенциальной (Д. Бьюдженталь, С. Мадди, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

З. Фрейд, автор психоанализа («глубинной» психологии), выражал сомнения в актуальности самой постановки вопроса о смысле жизни в рамках научной рефлексии, считая, что только религиозное мировоззрение может взять на себя поиск ответа на него. Но ослабление позиций религий в современном мире неизбежно приводит к разрушению религиозной смысловой системы. Смысл жизни человека, как его понимал З. Фрейд, заключается в стремлении к переживанию чувства счастья, к получению различного вида удовольствий, наслаждений и соответственно к избеганию болезненных в физиологическом и психологическом отношениях переживаний [12, с. 355]. Мощным «источником» счастья является чувство любви в различных ее проявлениях. В рамках своей мировоззренческой системы ученый акцентировал значение чувства половой любви, как переживание «потрясающего наслаждения». Вместе с тем З. Фрейд подчеркивал важность позитивных по экспрессивной окраске сублимированных переживаний, связанных с восприятием прекрасного в природе и человеке, с творческим процессом в науке и искусстве, с профессиональной самореализацией.

Э. Фромм лишь частично соглашался с мнением своего учителя. Не отвергая значения любви и наслаждений в жизни человека, он в то же время полагал, что основной жизненной целью человека является полная реализация своего жизненного потенциала [13]. При этом Э. Фромм подчеркивал: во-первых, имеет первостепенное значение не некоторый конечный результат, а сам процесс деятельности, а во-вторых, сам человек являет собой центр и цель собственной жизни, в которой «развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей» [13].

Другой представитель психоаналитического направления в психологии — К. Юнг — констатировал, что жизнь человека, в которой присутствуют цели и смыслы, является жизнью более качественной, более духовной, более здоровой, чем бессмысленная, а утрата смысла жизни может пониматься как некоторый «эквивалент заболевания» [14].

К. Роджерс исходил из гипотезы, согласно которой поведение человека опосредуется объединяющим мотивом, обозначенным автором как «тенденция к самоактуализации», то есть сохранению и саморазвитию себя как некоторой целостности. Другими словами, самоактуализация — это процесс реализации в жизненной практике своего человеческого потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. По мысли К. Роджерса, самоактуализирующийся человек гармоничен в своей экзистенции, наслаждается каждым моментом своей жизни и полностью вовлечен в нее, получает возможность быть «самим собой» [7]. Отсюда вытекает необходимость «помогающих отношений» между психотерапевтом и клиентом, функция которых сводится к тому, чтобы человек смог воспринять и зафиксировать идею, что смыслы и ценностные основания жизненной практики каждый должен определить для себя сам, а идущие извне смысловые посылы могут лишь сыграть роль в самооправдании жизненных утрат и поражений.

Г. Олпорт предложил понятие «проприум», понимая под ним все аспекты человека как уникальной личности. Рассуждая о проприативном стремлении личности, он говорил о процессах постановки персональных жизненных целей, о настойчивости личности в поисках путей реализации этих целей, о чувстве смысловой наполненности жизни. Несмотря на то, что смысловая система находится в эволюционной динамике, она в то же время обеспечивает целостность и континуальность личности, относительную последовательность и постоянство ее диспозиций, намерений и перспективных целей. На этой базе формируется способность человека к самопознанию и самосознанию [6].

Один из «столпов» экзистенциального направления в психологии — В. Франкл — считал ошибочными представления о смысле жизни, опирающиеся как на принцип наслаждения, так и на принцип самореализации. Первый принцип приводит к пресыщению, если удовольствие становится самоцелью. Второй принцип также ущербен, по мнению В. Франкла, так как самореализация возникает спонтанно, и этого не происходит, когда ее делают самоцелью. Ученый считал, что врожденная потребность к осознанию смысла своей жизни выступает как ведущая сила развития личности, так как смысл нуждается в реализации. Утрата смысла жизни, так же как и невозможность в силу определенных обстоятельств реализовать имеющийся смысл, порождает у личности состояния экзистенциального вакуума, экзистенциальную фрустрацию, а иногда способно вызывать невротические осложнения психики. Смысл жизни непосредственно связан с ценностной системой человека и общества. В. Франкл выделял три класса ценностей, придающих жизни человека осмысленный характер: ценности творчества (в конечном счете, наиболее грандиозным творческим актом становится сама жизнь человека), ценности переживания (в частности, чувства любви, страдания, вины) и ценности отношений [11]. Человек способен отыскать смысл жизни в любой из этих ценностей и реализовать этот смысл в поступке [11].

Проблема смысла жизни занимала и занимает достойное место и в работах выдающихся отечественных психологов. В частности, М.М. Рубинштейн еще в 1927 г. издал работу «О смысле жизни», в которой утверждал, человек живет в двух «измерениях» или в двух способах существования. В первом жизнь ограничена непосредственными связями и отношениями, в которые «встроен» человек; здесь он формирует отношение к отдельным жизненным феноменам, но не к жизни как некоторой целостности. Второй способ позволяет человеку выйти за пределы текущей ситуации или, если воспользоваться термином В. Франкла, — обратиться к самотрансценденции. М.М. Рубинштейн подчеркивал, что человек — это существо, устремленное в будущее, то есть имеющее «проект» этого будущего [9].

А.Н. Леонтьев в фундаментальном труде «Деятельность. Сознание. Личность» писал: «Мы действительно строим, но не Мир, а Образ, активно «вычерпывая» его . из объективной реальности. . Образ более адекватный или менее адекватный, более полный или менее полный. иногда даже ложный. » [5, с. 258]. Сознание, таким образом, понимается ученым как открывающаяся субъекту картина (или образ) мира, в которую включаются он сам, его внутренняя и внешняя активность, его психические состояния. Учитывая, что внутренний мир личности и мир внешний являются динамическими (находящимися в движении и постоянных изменениях) системами, то перед личностью стоит важная задача — достижение относительной гармонии внутреннего мира с миром реальным. Эта идея несколько позднее нашла отклик в работах В.А. Янчука. Он писал: «Человек в своем взаимодействии с самим собой и окружающим миром оперирует не некой абстрактной объективной реальностью, а своей интерпретацией этой реальности. Являя активное и творческое бытие, он создает свои, опосредованные контекстом культуры и субкультуры, а также индивидуального психофизического своеобразия, версии различных аспектов бытия, выступающие в форме личностных конструктов или схем, которые и определяют отношение и понимание происходящего» [15].

Читайте также:  Свиной цепень у человека симптомы и лечение паразита

К.А. Абульханова-Славская рассматривает становление личности как процесс развития ее жизненных отношений. При этом личность конструирует особую, личностную логику связывания отдельных отношений в целостный «узор», в котором и отражается индивидуальный смысл бытия. Интегральным свойством личности как субъекта жизни выступает ее жизненная позиция, то есть совокупность внутренних отношений как к частным жизненным обстоятельствам, так и к жизненному пути в целом, считает К.А. Абульханова-Славская: «жизненная позиция предполагает не только наличие субъективных отношений, но и их действенную, практическую реализацию личностью в жизни» [1, с. 24].

Сходной позиции придерживается А.Г. Асмолов, описывая личность как динамическую смысловую систему, в которой раскрываются все виды связей между мотивами, личностными смыслами, установками, поступками и деяниями [2].

В русле нашего исследования интерес представляет концепция поступка, разработанная В.А. Роменцом. Автор, рассуждая о смысле жизни, относит его к последействию поступка, который понимается как «опосредующее звено» между психикой и ее «объективным коррелятом» — миром, обществом, общностями и т.д. Таким образом, поступок — это не только способ самодетерминации личности, но и способ самопознания и даже самосозидания. В качестве элементов структуры поступка выступают ситуация, мотивация, действие и последействие. Смысл жизни формируется на этапе последействия, в ходе рефлексивного осмысления действия и его последствий [8].

Таким образом, содержание категории «смысл жизни» относится к личностному психологическому переживанию жизни в ходе ее осуществления. Вместе с тем смысл жизни — это одновременно и осознанно или интуитивно переживаемая перспектива, то есть «Я» в развертке в будущее, и мера самоосуществления (точнее, оценка того, что реально достигнуто в определенный момент времени). При этом перспективный план Я (Дж. Бюджентал называл его «пленкой», фиксирующей определенную программу поведения [3]) носит объективированный характер: становится своеобразной «линейкой», «измерительным инструментом», не имеющим субъективной причинности, скорее — внешней по отношению к личности. Именно объективированный характер смысла жизни позволяет ему вырваться за узкие рамки собственного индивидуального опыта и расширить смысловое пространство за счет других смысловых миров. Смысловые взаимодействия раздвигают границы смыслового мира личности и одновременно увеличивают ресурсы ее саморегуляции.

Смысл жизни на индивидуальном уровне реализуется в смысложизненной концепции личности. В своем понимании этого феномена мы опираемся на дефиницию Т.В. Столиной, определяющей смысложизненную концепцию как индивидуальную обобщенную систему взглядов на цели, процесс и результат своей жизни, в основе которой лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности о счастье как гармоничном переживании состоявшейся самореализации [10].

О.Ю. Гетманова справедливо, по нашему мнению, считает, что смысложизненную концепцию личности можно (с известной долей условности) представить как трехуровневую структуру. Когнитивный (от лат. cognitio — познание, изучение, осознание) компонент находит выражение в совокупности ценностных ориентаций, представлений и отношений личности, охватывающих ближние, средние и дальние перспективы жизни. Аффективный (от лат. affeсtus — душевное волнение, страсть), компонент связан с эмоционально окрашенными переживаниями личности по поводу экзистенциально значимых ценностей. Конативный (от лат. conatus — попытка, усилие, стремление) компонент непосредственно связан с динамическими составляющими жизнедеятельности, избираемыми личностью паттернами поведения, распределенными по шкале «активность — пассивность». Отсюда автор делает вывод, что психологическими детерминантами смысложизненной концепции, которые необходимо учитывать в коммуникативных системах (а следовательно, и в воспитательных процессах), являются: «наличие жизненной цели», «эмоциональная насыщенность жизни», «удовлетворенность самореализацией», «сила (интенсивность) Я» [4].

Рассмотрение психолого-педагогических концепций по вопросу о смысле жизни позволяет строить оптимальную систему учебно-воспитательной работы с учащимися, которая заключается в идее о том, что педагогически целесообразным является отказ от жесткого навязывания ценностных стереотипов (пусть и очень «правильных», с точки зрения воспитателя) в пользу поиска путей согласования наметившейся у них смысложизненной концепции и смысловых конструктов, культивируемых в социокультурной среде воспитания, что создает предпосылки для осуществления целенаправленного педагогического воздействия на массовое и индивидуальное сознание.

В чем смысл жизни человека: взгляд со стороны философии, религии и психологии

Человеку свойственно искать ответы на вечные вопросы: зачем он появился на Земле, в чем смысл жизни. Труды философов и ученых, живших за несколько тысячелетий до нашей эры, освещают тот же поиск, но не дают однозначного ответа. Пифагор считал, что нужно научиться всему, что следует знать. Аристотель призывал достигать совершенства в начатом деле.

Для кого-то смысл жизни – это семья, дети или построение карьеры. В сегодняшнем мире акцент смещен на достижение материальных благ. Люди ставят себе цель купить дорогую машину, построить большой дом, забывая, что настоящее счастье заключается в человеческом общении и в какой-то степени познании тайн бытия.

Важно найти достойную задачу, ради которой хватит сил преодолевать препятствия и сложности. Заинтересованность в результате окрыляет человека. Он берет жизнь в свои руки и наслаждается ею.

Философская точка зрения на проблему

Мудрецы всех времен предлагали меньше размышлять о насущном, чтобы не завидовать окружающим и жить в гармонии с собой. Древнегреческие философы говорили: «Думайте о хорошем». Позитивный настрой, занятие любимым делом и встречи с друзьями способны сделать людей счастливыми.

В Средневековье умами людей завладела религия. Прихожан храмов и церквей убеждали в неизбежности расплаты за грехи земной жизни и предлагали смиренно служить Богу, каясь в недобрых поступках. Важное место в проповедях отводилось значению семьи и воспитанию наследников, с детства принявших основные постулаты веры.

Только в XV веке ситуация в Европе несколько изменилась: стремительно развивалось искусство и ремесла, мореплаватели открывали новые земли. Люди вновь, как и в античные времена, стремились к познанию мира вокруг себя и поиску в нем своего места.

Философы ХХ века также продолжали искать выход из тупика, в который их заводило то или иное учение, и пытались разобраться, что происходит в мире. Николай Бердяев писал, что стремиться нужно к тому, что выше человека, и что душа должна постоянно быть активной.

Прошлый век принес много потрясений: масштабные войны, крушение идеологий, отказ от религии и возвращение к ней. Цели людей постоянно менялись, и смысл жизни человека в философии 20-го столетия так и не был найден.

Религиозные взгляды

Три основные мировые религии – христианство, ислам и буддизм – практически одинаково смотрят на смысл жизни людей.

Христиане предлагают найти Бога и идти к нему, творя добро и помогая окружающим. Святые отказывались от всех радостей, отдавая силы служению Богу и принимая страдания за свои убеждения.

Мусульмане вверяют себя Аллаху и точно следуют заповедям Корана, единственно верным в их понимании. Однако некоторые радикальные последователи ислама активно проповедуют нетерпимость к остальным религиям.

Буддисты стремятся жить достойно, чтобы выпасть из колеса Сансары, т. е., не перерождаться вновь, а попасть в высшие миры. Религии проповедуют определенный образ жизни, чтобы в дальнейшем люди могли избавиться от страданий, ведь именно в этом, по их мнению, заключается счастье.

Атеисты презирали равнодушие и пассивность по отношению к жизни. Каждый должен был иметь цель, разделять общие идеалы и стремиться воплотить их в реальность.

Описание смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

В начале XIX века в произведениях Джорджа Байрона (на фото справа), Александра Пушкина и Михаила Лермонтова поднимался вопрос о преждевременной «старости души», которой были подвержены главные герои их известнейших романов.

Чуть позже появились нигилисты, отрицавшие наследие предков и их достижения. Иван Тургенев прекрасно описал юношу-нигилиста в книге «Отцы и дети», показав, насколько наносной является скука и отсутствие интереса к жизни.

Читайте также:  Конъюнктивит у детей до года особенности диагностики и лечения

Человек счастлив, развиваясь на протяжении всего жизненного пути. Ребенок познает мир, молодой человек жаждет немедленных действий, и только в зрелости приходит осмысление совершенных поступков и шансов, которые были использованы или упущены.

Именно такой образ жизни вел французский писатель Оноре де Бальзак. По словам современников, он был неистов в проявлении любви и ненависти и отличался огромной работоспособностью. Его целью было стать знаменитым, и он с блеском достиг ее, вкладывая в уста героев романов собственные размышления о смысле бытия.

Смысл жизни в психологии

Психология – наука, изучающая психологические параметры человека и их изменения под влиянием извне. Ее основная цель – добиться осмысления внутреннего мира личности, чтобы подсказать человеку правильную мотивацию. Психология поднимает основные вопросы бытия, позволяя разобраться, что наиболее привлекательно.

  • Совершенствование и самореализация.

Найдя дело по душе, нужно развивать навыки и при необходимости менять области их применения, чтобы самореализоваться в профессии. В наш век это основная цель большинства людей. Без продвижения по карьерной лестнице они не видят в жизни смысла. Именно поэтому во всем мире возникло огромное число курсов повышения квалификации и различных тренингов. Посещение клубов для избранных, перелеты первым классом и обеды в шикарных ресторанах – бонусы, которые ценят карьеристы.

  • Продолжение жизни.

В отличие от трудоголиков, люди, ориентированные на создание большой и крепкой семьи, работают лишь для того, чтобы ее содержать. Рождение детей и забота о них занимают почти все их время. Радость и смысл их существования заключается в общении с родными, праздновании памятных дат и успехов членов семьи.

  • Достижение гармонии.

Некоторые обожают путешествовать и становятся настолько изобретательны в поиске средств для поездок, что умудряются не возвращаться домой годами.

Они ведут странички в интернете, подрабатывают на сезонных сборах урожая и находят самые дешевые авиабилеты для перемещения в новую страну.

Кто-то предпочитает рискованные виды спорта и тратит месяцы, доводя до совершенства мотор катера или мотоцикла.

Каждый реализовывается по-своему. Цель психологов – помочь найти истинное стремление человека и таким образом дать толчок развитию его личности.

Прочие точки зрения и мнения

Тибетская философия, как и буддизм, поддерживает точку зрения о необходимости освобождения человека от земных страданий. По их мнению, этого удастся достичь, познав мир и себя.

Эпикурейцы, напротив, превозносят радости жизни и предлагают получать их в неограниченном объеме. Их учение отрицает существование души после смерти тела, поэтому наслаждаться следует каждым днем. Вкусная еда, развлечения, дружба высоко ценятся эпикурейцами. А вот отрицательных эмоций, вроде чувства вины или грусти, они не признают.

Древние индейские цивилизации призывали человека оставаться частью природы и подчиняться естественному ходу жизни: растить новые поколения, обрабатывать поля и заниматься ремеслами. При этом не приветствовалось стремление ни к богатству, ни к бедности. Дети должны были унаследовать мир таким, каким его в свое время получили отцы.

Как найти смысл жизни

Каждый время от времени ощущает потребность удостовериться, что не зря растрачивает свою жизнь. Как понять, что человек находится на верном пути и не реализует чужие мечтания?

Для начала нужно отвлечься от суеты и составить собственный список желаний. Если это удается с трудом, значит, человек погряз в рутине, не имея определенной цели. Такое положение дел недопустимо, оно ведет к слабости и равнодушию. Великие начинания в этом состоянии вряд ли реализуются. Человек не чувствует ни счастья, ни гармонии, потому что занимается ни тем, к чему стремится его душа.

Не стоит сразу идти к психологу, чтобы определиться с выбором своего предназначения. Иногда достаточно разговора с друзьями или воспоминаний о прежних успехах и увлечениях.

Материальные блага меркнут перед шансом получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Заключение

Философы, писатели и психологи сходятся в одном: смысл жизни человека – в обретении счастья, однако единой формулы для этого не существует. Сложно быть счастливым в одиночку, поэтому один из способов обретения хорошего расположения духа – помощь родным и близким. Внимание к их нуждам и забота позволят избавиться от эгоизма и стать доброжелательнее и сердечнее.

Можно обрести гармонию, прощая чужие и свои ошибки, отказавшись от максимализма. Это принесет спокойствие и уравновешенность, а также позволит наладить прекрасные отношения с окружающими. Множество знакомых, имеющих разные интересы, поделятся своими знаниями и подскажут нестандартное решение надоевшей проблемы.

Главное – не поддаваться унынию, верить в свои силы и не допускать влияния на жизнь деструктивных мыслей.

Смысл жизни с точки зрения психологии

ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Смысл жизни

Как считает В.Н Колесников, при отсутствии смысла жизни возникает так называемый ноогенный невроз, который часто ведет к самоубийству, или, в терминах Л.И.Анцыферовой, выбор смерти. Так, При опросе 60 студентов 55 Университета штата Айдахо после их попыток самоубийства у них спросили о причине такого поступка. Выяснилось, что 85% из них не видели больше в своей жизни никакого смысла, причем 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей, в общем были обеспечены всем.

Ноогенный невроз – это потеря вкуса к жизни, как считает В.Н.Колесников, и может быть вызван отсутствием смысла жизни или невозможность его реализовать, что порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, который выражается в апатии, депрессии и утрате интереса к жизни. Однако, есть и иная точка зрения на психологический механизм, связанный с утратой смысла жизни. К.Обуховский 56 предполагает, что неудовлетворение потребности смысла жизни проявляется в состояниях напряжения и может, как и в случае фрустрации других потребностей, вести к более или менее выраженным нервным расстройствам (апатия и депрессия – далеко не единственные возможные реакции). К.Обуховский использует термины «экзистенциальная фрустрация» и «экзистенциальные неврозы», которые развиваются часто идентично тем, в основе которых лежит фрустрация других человеческих потребностей. Они составляют, по приводимой статистике, от 14 до 21% всех неврозов и в подавляющем большинстве случаев встречаются у женщин. Но опять, это далеко не всегда предполагает потерю «вкуса к жизни». И совсем не обязателен суицид. Он может быть обусловлен совсем другими причинами. Среди них В.М.Голубчик и Н.М.Тверская 57 выделяют следующие:

Протест – непримиримость, желание наказать обидчиков хотя бы фактом собственной смерти.

Призыв – желание привлечь внимание окружающих, вызвать их сочувствие.

Избежание – желание избежать наказания или страдания.

Самонаказание – уничтожение врага «в самом себе», искупление собственной, полностью и безраздельно осознаваемой вины («внутренний приговор»).

Отказ – самоуничтожение, полная капитуляция перед жизнью, «бегство в смерть». (Вероятно, только этот мотив вызван ноогенным (экзистенциальным) неврозом, остальные имеют к нему относительное отношение.)

Философы о смысле жизни

Здесь, к сожалению, приходится прибегнуть к «скороговорке» – смыслов жизни в истории философии приводится так много, что представить лежащие в основе концепции нет никакой возможности. Тем более что этот краткий обзор ставит своей целью только продемонстрировать возможные направления в поисках смысла, а не критический их обзор.

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» 58 .

Главное предназначение христианина (смысл его жизни) – в служении Богу и делании добра.

Смысл жизни в познании Аллаха и его творений и своего места и отношения к этим творениям 59 .

Читайте также:  Понос, слабость, головная боль и головокружение у взрослого причины

В Упанишадах (древнеиндийская философия, отчасти основа буддизма) смысл жизни – отрешение от неистинности эмпирического мира и постижение всеобщной сущности 60 .

Как полагает Л.С.Кобелянская 61 поиск смысла жизни где-то вне человека, вне мира – это типично для религиозных систем. Смысл жизни во всех без исключения типах религиозного учения предполагает перенесение всех основных ценностей человеческой жизни в «потусторонний мир», поиск смысла жизни в «будущей» жизни. Все блага и цели жизни, к которым стремится человек, лишены смысла, все в жизни «суета и томление духа».

Б.Н.Бессонов 62 предлагает иной «ассортимент», анализируя взгляды отдельных философов и людей творчества. Смысл жизни – сострадание, служение людям. Смысл жизни – благоговение перед Жизнью. Чтобы наша жизнь стала осмысленной, важно относиться к самой жизни как к «награде», как к благу. Просто жить и любить жизнь – ведь это уже счастье. Смысл жизни – творчество.

Далее, без указания всех имен и философских направлений:

Быть собой и оставаться человеком при любых обстоятельствах, . и изменять обстоятельства, если они мешают этому – таков высший, объективно заданный смысл человеческой жизни.

Смысл жизни конкретной личности – не в труде «вообще», а в определенном его виде, соответствующем ее профессии и интересам.

Главным для нашего времени – патриотический героизм, альтруистический коллективизм, творческий профессионализм.

Естественное совершенство ставили целью человеческой жизни «классические» народы – преимущественно совершенство формы (греки), ума (Платон), и силы (римляне).

Это безмятежная жизнь (мокша – Индия, атараксия – Греция), простые и здоровые радости жизни.

Для гедоников, киников, стоиков и т.д. счастье и наслаждение является смыслом и целью существования.

Э.Кант: «делай высшее возможное в мире благо своей конечной целью».

Л.Фейербах: «первая обязанность – сделать счастливым самого себя. Если сам счастлив, то сделаешь счастливыми и других.»

Однако, есть философы и мыслители, которые не стоят на позициях «должного», а совершенно справедливо переводят вопрос в плоскость «сущего». Так, К.Х.Делокаров 63 говорит о том, что для обыкновенного индивида вопрос о смысле жизни может и не стоять, даже не иметь смысла, быть бессмысленным, ибо жизнь дана ему и она не требует, с его точки зрения, ни оправдания перед кем-то, ни самооправдания. «Смыслы» рождаются, претерпевают (по крайней мере могут претерпевать) существенные трансформации. Возраст, обстоятельства, состояние порождают свои смыслы или влияют на сложившееся понимание смысла жизни. Вот поему важно нахождение стержня, ядра частных, преходящих смыслов в виде высшего, абсолютного смысла. Высший смысл выступает своеобразным ориентиром поведения, всей жизнедеятельности.

Речь идет прежде всего о сознательных целях и стремлениях, вокруг которых и во имя которых человек организует свою жизнь. Можно говорить о существовании «личностного смысла жизни» – такого элемента самосознания, который является интегральным стержнем всей жизнедеятельности конкретного человека, обобщенным принципом его жизни и конструктивным элементом его мировоззрения 64 .

Подобная постановка вопроса, как представляется, снимает все противоречия, в первую очередь о возможном бессмыслии жизни в принципе. Если она и бессмысленна, то как «должное», но никак как «сущее», или субъективное. Не возражений и о том, что организующим началом личностного смысла жизни является некоторая ценная цель. Так, А.Введенский 65 утверждает, что «спрашивать – в чем состоит смысл жизни, то же самое, что спрашивать – какова ценная цель жизни.» Смысл жизни сводится к назначению жизни для достижения абсолютно ценной цели – к тому, чтобы жизнь служила действенным средством для осуществления подобной цели. (Иными словами, жизнь здесь трактуется скорее как инструмент, а не ценность сама по себе.)

Психологические исследования жизненных смыслов и целей

Поскольку диагностика жизненных целей как жизненных смыслов не является предметом нашего исследования, приводятся обобщенные данные, демонстрирующие возможные подходы к решению данной проблемы в будущем. (Этой проблеме уделяется столь большое внимание, по сравнению с остальными феноменами самосознания, поскольку она представляется одной из самых важных многим исследователям. Так, И.А.Джидарьян говорит о том, что есть убедительные основания говорить о том, что потребность смысла жизни являются одними из тех наиболее ярких и глубоко укорененных черт русского народа (составляющих во многом стержень и своеобразие его культуры 66 . Хотя К.Обуховский 67 считает, что понимание смысла своей жизни является необходимым условием нормального функционирования личности в любом обществе – это атрибут самосознания, с вероятными социально-культурными различиями.)

В России среди эмпирических исследований можно особенно выделить работы Н.Ф.Наумовой. Она отмечает рост таких ориентиров (выделенных в эмпирическом исследовании, а не «идеальных»), как «потребительский эгалитаризм», «цивилизованная предприимчивость, «властолюбивая достижительность». Важно и то, что Н.Ф Наумова 68 , прослеживая динамику ценностей, делает вывод, что «выбор определенности» – обратимый шаг, если человек не выбирает своей жизненной целью «противоположное» – чуждые ему ценности.

Однако, в сходном исследовании Н.Н.Толстых и И.Г.Дубова 69 в качестве основных блоков важнейших жизненных целей, существующих в массовом сознании, выделились желание «расти над собой», развиваясь интеллектуально, нравственно и эстетически, желание стать, в итоге, сильным и независимым, желание принести пользу обществу, желание избежать на этом пути ошибок и желание добиться успеха, желание, чтобы этот успех был оценен окружающими, желание испытать настоящую дружбу, желание удовлетворить свои сексуальные потребности и, отдельно от этого, желание создать семью, а также желание вырастить в этой семье детей, желание понять, во имя чего и зачем все это делается, желание прожить, поняв это, полную смысла жизнь , обеспеченную – и это еще одно желание – здоровьем и достатком. Кроме того, наряду с целым комплексом целей, связанных с реализацией всевозможных видов межличностного общения, выделяется независимое желание побыть в одиночестве и отдохнуть от жизненных бурь и тревог. Как видим, понимание смысла жизни – также может быть смыслом жизни.

Здесь следует отметить, что несхожие результаты часто обусловлены различным методическим обеспечением, и трактовать видимое различие данных как динамику общественного сознания неправомерно.

С другой стороны, констатация «ведущих»целей или смыслов жизни – только одна сторона проблемы. В ряде случаев поднимается вопрос о том, насколько они действительно выполняют свою функцию – удовлетворять потребность в смысле жизни. Проще говоря, может ли, допустим, коллекционирование или стремление к власти наполнять жизнь человека субъективным смыслом? Иногда, конечно, да. Но в целом клинические наблюдения и эмпирические исследования показывают, что при постановке определенных жизненных целей удовлетворенность жизнью может быть ниже, чем при других.

Так, К.Обуховский 70 говорит об «ошибках смысла жизни», которые могут заключаться в «пели слишком близкой дистанции», «слишком дальней», «слишком конкретной» и т.д. И.А.Джидарьян 71 показывает связь удовлетворенности жизнью со стратегией «дистанцирования», которая выражает как бы «уход» от проблем и трудностей. С одной стороны, счастливые и удовлетворенные жизнью люди действительно не «зацикливаются» на своих проблемах, не дают неприятностям и трудным обстоятельствам жизни «поглотить» себя, стараются держаться от них на определенном «расстоянии» и т.д. Хотя эта стратегия характерна не вообще для счастливых людей, а прежде всего для тех из них, кто ориентирован на гедонистический тип счастья. Еще две стратегии – «изменение себя, пересмотр жизненных позиций» и «проблемно-решающая», – обнаруживают значимые связи с чувством счастья.

ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Ссылка на основную публикацию
Слюногонная диета при воспалении слюнной железы
5 самых полезных диет 1. Средиземноморская На первом месте рейтинга U.S. News & World Report, как и многих других рейтингов...
Слишком большое самомнение
Полюби себя. Из чего состоит наша самооценка Завышенная или заниженная самооценка может серьезно портить человеку жизнь. Как же адекватно оценивать...
Словарь медицинских терминов (А)
Значение слова «медицина» МЕДИЦИ́НА, -ы, ж. Совокупность научных знаний о болезнях, их лечении и предупреждении. Экспериментальная медицина. Источник (печатная версия):...
Смалец свойства, польза и вред
Кладезь полезностей или медленный убийца — свиной жир не такой безобидный, как о нем думают Даже в те времена, когда...
Adblock detector