Социальные статусы и роли; взаимосвязь в отношениях личностей (8 класс, обществознание)

Социальные статусы и роли; взаимосвязь в отношениях личностей (8 класс, обществознание)

Примеры статусов человека

Статус социальный

, положение (позиция) индивида или группы в социальной системе по отношению к др. индивидам и (или) группам, предполагающее определенные права и обязанности. В ролевой теории личности понятие СС (наряду с понятием «социальная роль») описывает ее социальное поведение. Человек может иметь несколько статусов. Но, как правило, только один из них определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным. Часто главный статус обусловлен должностью, которую человек занимает (менеджер, генеральный директор, профессор). Это отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и др. признаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в направленности личности, установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.). Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой СС в нем фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное, управленческое положение (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.). С профессионально-должностным статусом связано восприятие принятых управленческих решений. Одинаковые по форме и содержанию решения могут по-разному восприниматься подчиненными (исполнителями) в зависимости от авторитета и СС субъекта решения. Чем выше авторитет лица (или органа управления, коллегии), принимающего решение, и его СС, тем ответственнее отношение исполнителя к его предписания. Понятие СС применяется также по отношению к профессии. В этом случае оно выступает как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии среди др. профессий, которые в совокупности образуют профессионально-квалификационную структуру общества, обусловленную разделением труда. СС профессии характеризует официальное и (или) неофициальное признание ее необходимости и популярности. Обычно отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную. Экономическая составляющая СС профессии (экономический статус) зависит от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении). Престижная составляющая СС зависит от профессии (престижный статус, престиж профессии).

ЕГЭ: Задание 21-24 (Вариант 10, 2019)

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный — все это статусы. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист — все это примеры достигнутого статуса.

Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус — это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения — то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Итак, роль — это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом. Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями.

Читайте также:  Базедова болезнь (гипертиреоз) - ПроМедицина Уфа

Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль «хорошего товарища» в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей. Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности — действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой.

21. Как, по мнению авторов, связаны социальный статус и социальная роль? Используя текст, укажите две причины расхождения между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

— статус предполагает наличие прав и обязанностей, определенных социальной культурой и формирующих модель поведения, — то, что социологи называют ролью;

— социальная роль — это ожидаемые от человека действия, поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса;

— один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор;

— исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом;

— люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями.

Элементы ответа могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме

Представлены три элемента ответа

Представлены любые два элемента ответа

Представлен один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный

22. На основании текста назовите и раскройте три вида социальных статусов. Используя обществоведческие знания, укажите еще один вид статуса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) три вида статусов по тексту:

— приписываемый / аскриптивный (статус, унаследованный от рождения, прирожденный);

— достигнутый (статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям);

— основной — ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями;

2) дополнительный статус, например:

Могут быть указаны другие виды статусов в соответствии с требованием задания

Названы и раскрыты три вида статусов по тексту, указан дополнительный статус

Названы и раскрыты один-два вида статусов по тексту, указан дополнительный статус. ИЛИ Названы и раскрыты три вида статусов по тексту

Названы три вида статусов по тексту, указан дополнительный статус. ИЛИ Указан дополнительный статус. ИЛИ Названы три вида статусов по тексту. ИЛИ Ответ неправильный

23. Авторы утверждают, что ролевые отношения связывают людей друг с другом. Какое объяснение этому явлению дано в тексте? Используя знания обществоведческого курса, социальные факты, информацию СМИ, конкретизируйте утверждение тремя примерами, указав, на чьей стороне находятся права и на чьей — обязанности.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Читайте также:  Действие скополамина – фармакологические эффекты и немедицинское использование

Баллы

Правильный ответ содержит следующие элементы:

1) ответ на вопрос: права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой;

2) три примера на конкретизацию, допустим:

— ожидаемое поведение матери (обязанности) по отношению к ребенку (права);

— ожидаемое поведение инспектора ГИБДД (права) по отношению к водителю, превысившему скорость (обязанности);

— ожидаемое поведение продавца (обязанности) по отношению к покупателю (права).

Могут быть приведены иные уместные примеры

Правильно дан ответ на вопрос, приведены три примера на конкретизацию

Дан ответ на вопрос, приведены два примера на конкретизацию

Дан ответ на вопрос, приведен один пример на конкретизацию

Ответ на вопрос не дан при любом количестве примеров. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

24. Используя социальные факты и личный социальный опыт, назовите социальный статус, который можно считать основным в современном обществе. Какие примеры основных статусов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, аргументируйте принадлежность к основным каждого из указанных Вами статусов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать:

1) социальный статус, например, профессия;

(Может быть указан иной социальный статус, соответствующий требованию задания.)

2) ответ на вопрос: возраст и пол;

3) аргументы, допустим:

— престиж профессии в современном обществе свидетельствует об экономических и социальных достижениях человека;

— возраст ребенка связан с его гражданской дееспособностью, расширение его прав и обязанностей зависит от возраста;

— в традиционном обществе социальные роли были жестко закреплены по тендерному признаку.

Могут быть приведены другие аргументы, соответствующие требованию задания

Правильно назван социальный статус, дан ответ на вопрос, приведены три аргумента (всего пять элементов ответа)

Назван социальный статус, дан ответ на вопрос, приведены два аргумента. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведены три аргумента. ИЛИ Назван социальный статус, приведены три аргумента (всего четыре элемента ответа)

Назван социальный статус, дан ответ на вопрос, приведен один аргумент. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведены два аргумента. ИЛИ Назван социальный статус, приведены два аргумента (всего три элемента ответа)

Приведены любые один-два элемента ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера. ИЛИ Ответ неправильный

Источник: ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль. — М. : Издательство «Экзамен», 2019.

Виды статусов

Основной, или главный статус

Описание

Классификация начинается с основного. Главный статус – понятие относительное и в то же время ключевое. Он не связан с половой и расовой принадлежностью, а также профессией. Первостепенным является та ключевая особенность, которая определяет образ жизнедеятельности, окружение, специфику поведения. По ней индивида выделяют окружающие. Это образующая основа, некий каркас, внутри которого происходит формирование целей. Он диктует манеру поведения, выступает как решающий фактор уровня жизни.

В большинстве случаев для мужчин многое связано с работой. Благодаря чему определяется степень богатства, престижа и власти. Для многих женщин важно наличие семьи и детей (мать, домохозяйка). Для научной интеллигенции первостепенным часто оказывается учёная степень. У детей основное положение в обществе зависит от возраста. Однако возможны разные варианты. Каждый человек имеет несколько статусов различных социальных групп. Например, по должности – руководитель, в семье – жена, для внуков – бабушка, для родителей — дочка и так далее.

Справка. Для патриархальных стран с большой ролью традиций главным статусом у женщины является пол.

Прирождённый

Описание

Данный статус человек получает автоматически ещё при рождении. Он не зависит от целеустремлённости индивида, желаний и личных качеств. Это прежде всего пол, национальность и расовая принадлежность, т. е. биологически унаследованные данные. В ряде случаев прирождённый статус может поменяться. Яркий пример – свержение монархического строя и как следствие потеря королевского титула.

Предписанный

Описание

Предписанный статус человек приобретает отнюдь не по своей воле, а за счёт стечения определённых обстоятельств. Это может быть возраст, положение в семье, этнос. Со временем предписанный статус может меняться. Например, после заключения брака появляется целый ряд новых терминов, виды следующие – тёща, невестка, золовка, зять и другие.

Читайте также:  Причины шелушения кожи на лице у женщин обзор 3 средств против сухости

Достигнутый статус

Описание

Добиться определённого положения в обществе, должности или поста личность может своими усилиями или благодаря удаче или везению. Поэтому он и называется достигнутым и может определяться:

  • званием (майор, лейтенант, заслуженный специалист);
  • должностью (заведующий, заместитель, топ-менеджер);
  • профессиональной принадлежностью (заслуженный мастер спорта, народный артист);
  • учёной степенью (доцент, доктор, профессор).

Добившись определённого положения люди практически всегда имеют внешние опознавательные знаки. Например, военные, врачи, пожарные носят специальную форму, а спортсменам вручают медали и кубки.

Стоит отметить, что достигнутый и предписанный статус имеют тесную связь друг с другом. Для достижения достигнутых люди участвуют в конкурентной борьбе. Причём некоторые из достигнутых предопределены приписанными статусами. Так, родившись в обеспеченной семье, ребёнок получает возможность учиться в престижной школе, вузе. Однако если человек самостоятельно добивается высокого достигнутого статуса, то низкий предписанный при этом уходит на второй план. Это объясняется тем, что общество ценит настоящие знания, достижения и результаты.

Не основные статусы

Описание

Данный вид определяется кратковременной ситуацией и зависит от поведения человека. Например, прохожий на улице, зритель в кинотеатре, пассажир маршрутного такси, покупатель в магазине, пациент у стоматолога – всё это примеры рассматриваемого вида. Такие второстепенные роли отдельный человек может сменить несколько раз за день. Идентифицировать личность с ними достаточно сложно и позволительно лишь в редких случаях. Эти типы могут периодически повторяться в жизни одного человека, но большого влияния на общую картину жизни не оказывают.

Внимание. Каждый человек обязательно имеет несколько социальных статусов. Лишаясь одного из них, он автоматически приобретает другой.

Личный статус

Описание

Это положение, занимаемое человеком в малой группе лиц, таких как семья, коллектив, друзья и приближённые. Оно зависит от оценки индивидуальных качеств. Данный вид важен для знакомых людей, которые видят в первую очередь личные качества, а не должность и положение в обществе. Он подразумевает совокупность прав и обязанностей индивида, которые связывают его с другими лицами или группами лиц. Занимаемое положение регулируется качествами человека, его способностью выстраивать прочные и продуктивные межличностные коммуникации. Чем лучше к индивиду относятся окружающие люди, тем выше его положение в обществе. Изменить свою роль в малой группе достаточно просто, так как здесь происходит частая ротация.

Групповой статус

Описание

Проявляется на уровне больших социальных групп. Это представители профессии, нации, конфессии. Например, ещё несколько десятков лет назад в Америке негров ставили ниже по общественному положению, в отличие от белых. В итоге к любому человеку с тёмным цветом кожи относились надменно и предвзято. На первостепенный план выступали национальные качества, а личные практически не рассматривались. Наоборот, заслуги и достоинства человека с белой кожей заранее преувеличивались, у него было гораздо больше возможностей. Есть предрассудки и по отношению к женскому полу. По мнению большинства, представительницы слабого пола с руководящей работой справляются хуже, чем мужчины. Специалисты отмечают, что групповой статус играет решающую роль среди незнакомых людей, а личный, наоборот, среди знакомых.

Предположим, что работодатель нанимает человека, на которого распространяются групповые предрассудки. Первоначально с ним выстраивают отношения осторожно, руководствуясь групповыми ожиданиями. По прошествии времени, когда работник уже продемонстрировал свою компетентность и способность к работе, сотрудники меняют отношение к нему. На первое место выходят уже личные взаимодействия.

Смешанные социальные статусы

Описание

Данный вид обладает чертами как предписанного, так и достигаемого, но отнюдь не по собственному желанию. Ведь изменить жизнь людей могут политические перевороты, революции, войны. В таких случаях собственник большой корпорации может снимать однокомнатную квартиру в ужасном состоянии, а кандидат наук работать дворником. Стоит сказать и про звание академика. Сначала этот статус является достигаемым, но позже становиться пожизненным, приписываемым.

Ссылка на основную публикацию
Сонливость днем предупреждает о серьезной болезни Причины, почему постоянно хочется спать
Почему постоянно хочется спать Почему постоянно хочется спать? Множеству индивидов знакомо ощущение заторможенности, повышенной усталости, устойчивого желания спать либо бездельничать....
Современные методы диагностики аллергий
Что нужно знать о кожных пробах на аллергию у детей Диагностика аллергии предполагает кожные пробы на аллергены у детей, но...
Современные представления об инфекции почек и мочевыводящих путей
Растительный препарат Канефрон Н в лечении и профилактике инфекций мочевых путей Опубликовано в журнале: «Врачебное сословие», 2005, № 4-5, с....
Сопли с кровью у взрослых — причины кровавого насморка
Отчего появляются кровянистые выделения из носа и распространенные ошибки при лечении Все мы знаем, что под простейшими симптомами порой скрываются...
Adblock detector