Студопедия — Корковая дизартрия

Студопедия — Корковая дизартрия

Корковая дизартрия у детей и взрослых

Корковая дизартрия – это комплекс двигательных отклонений речи, возникающих под влиянием очагового поражения коры головного мозга. Во время диагностики отклонения проводят обязательную дифференциацию с моторной алалией. Встречается как самостоятельное заболевание, так и в совокупности с афазией. Характеристика патологического отклонения имеет общие и индивидуальные признаки в каждом конкретном случае.

  • Классификация заболевания
  • Причины появления
  • Особенности нарушения звуковых характеристик речи
  • Диагностика болезни
  • Терапия

Классификация заболевания

При поражении прецентральной извилины коркового вещества головного мозга нарушается работы мышц, отвечающих за артикуляцию. Поэтому определяющим признаком являются нарушения движений речевого аппарата. Клинически механизм выражается в выпадении гласных звуков, замене щелевых на короткие взрывные. Также трудно воспроизводятся последовательные движения.

В случае вовлечения в патологический процесс постцентральной извилины ребенку трудно повторять аналогичные задания по примеру. Еще одной особенностью проявления патологии является то, что при точечном прикосновении к лицу пациент затрудняется с определением места воздействия.

Причины появления

Предпосылками для развития дизартрии являются логопедические, неврологические и психиатрические нарушения. По структуре они подразделяются на перинатальные, органические, нейрогенные причины. Часто патология наблюдается у детей с диагнозом ДЦП. То есть один из ее провоцирующих факторов заключается в органическом повреждении ЦНС. Возникает еще в период развития эмбриона, при родах и у детей в возрасте до 3-х лет.

Во время беременности негативное влияние на нервную систему могут оказывать проявления токсикоза, кислородное голодание плода, хронические патологии будущей матери. В родах вызвать повреждение речевых центров может травма, гипербилирубинемия новорожденных. Высок риск отклонения у недоношенных детей.

К нейрогенным причинам относятся энцефалит и воспаление оболочек головного мозга. Среди других факторов развития дизартрии выделяют «водянку» головного мозга, гнойное воспаление уха, интоксикацию, ЧМТ. Чаще диагноз ставят в детском возрасте, но иногда и взрослым. В таком случае отмечают взаимосвязь с травмами, инсультом, повреждениями различной тяжести. Относительным образом могут влиять операции на головном мозге.

Трудности с речью органического характера отмечаются у взрослых больных с рассеянным склерозом, экстрапирамидным синдромом, при церебросклерозе и умственной отсталости. При этом на первом месте находится неврологическая симптоматика. Риск развития патологии присутствует при любом поражении нервной системы или сбоях в работе головного мозга.

Особенности нарушения звуковых характеристик речи

Диагноз дизартрии данного типа устанавливают на основании нарушений произношения большей части звуков, проблем с движениями артикуляционного аппарата. При отсутствии отклонений с дыханием и изменений голоса ребенок с трудом понимает устную и письменную речь. Из-за пропущенных звуков трудно разобрать, что он говорит. Нарушение темпа и ритма происходит на фоне недостаточной иннервации мускулатуры. Характеристика корковой дизартрии:

  • снижение темпа речи;
  • замещение или пропуск некоторых звуков;
  • гнусавость.

Основные клинические симптомы дизартрии: нечеткая и смазанная речь, гнусавый голос, отсутствие интонации, изменение темпа и ритма. Яркость проявлений зависит от места поражения, тяжести заболевания. Этот дефект часто сопровождает сложную дислалию, наблюдается у умственно отсталых детей. Чем тяжелее протекает болезнь, тем невнятнее речь больного.

При обширном поражении нервной системы наблюдается отсутствие членораздельной речи (анартрия). Нечеткое произношение появляется из-за полной или частичной неподвижности органов речевого аппарата. Для получения терапевтического эффекта врач-логопед должен учитывать личностные особенности ребенка. Возможна персеверация – состояние, при котором один и тот же звук повторяется несколько раз. Нарушение относится к ряду психических отклонений.

Отсутствие лечения приводит к снижению концентрации и внимания, недостаточности словарного запаса. В дальнейшем возникают проблемы с процессом письма, нарушения психики. Взрослые переносят дизартрию тяжело, замыкаясь от социума и впадая в депрессию. Прогноз развития болезни зависит от причины ее вызвавшей, сопутствующих патологий.

Диагностика болезни

Есть ли у пациента корковая дизартрия, определяют невролог и логопед. Работа специалиста по постановке речи заключается в оценке мимики и мускулатуры лица, он смотрит на синхронность дыхания, темп речи и ее качества. В норме дыхание должно быть синхронным, голос не гнусавым. Также оценивается фонематическое развитие речи ребенка.

Невролог выясняет наличие сопутствующих заболеваний мозга, нарушения церебрального кровообращения. Диагностику проводят с помощью КТ и МРТ, метода ЭЭГ, оценки способности мышц к электрической возбудимости, изучения проведения нервных импульсов.

Ребенка с нарушением произношения просят выполнить списывание текста, прочесть его выразительно вслух и пересказать. При этом оцениваются такие характеристики, как темп, ритм и разборчивость.

Терапия

Схема терапии состоит из приема медикаментов, реабилитации у логопеда и невролога, лечебной физкультуры и физиопроцедур. Комплекс подбирается индивидуально для каждого пациента в зависимости от проявлений дизартрии и сопутствующих патологий в анамнезе. Логопед использует в своей практике занятия на артикуляцию, упражнения для моторики, массаж языка, дыхательную гимнастику. Их цель заключается в формировании выразительной речи и коррекции произношения звуков.

Логопедический массаж не только улучшает состояние мышц и налаживает кровообращение сосудов, тканей. Он улучшает иннервацию речевой и лицевой мускулатуры. Процесс лечения длительный, задача логопеда добиться правильного и чистого произношения звуков. Только потом переходят к автоматизации процесса в произнесении слов.

При чрезмерно энергичном проведении упражнений может усилиться спастика речевого аппарата.

Невролог прописывает больному ноотропные препараты для улучшения мозгового кровообращения, успокоительные при необходимости, метаболические и сосудистые средства. Альтернативная медицина предлагает для коррекции состояния гирудотерапию, точечный массаж, лечебные ванны.

Как дышат дизартрики? У них нарушена координация речи, поэтому она не плавная. Дыхание поверхностное, сбивается при волнении. Они говорят либо на вдохе, либо на полном выдохе. Для коррекции этого состояния применяют дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой.

Читайте также:  Болезнь кошачьих царапин - что это такое Болезнь кошачий царапин - симптомы и причины

Массаж включает такие приемы: поглаживание, щипки, разминание и вибрацию. Чтобы развивать мимику, ребенка учат хмуриться, вытягивать губы. Поочередное расслабление и напряжение приводит к их укреплению.

Массаж внутри ротовой полости не проводят при инфекционных заболеваниях (стоматит, ангина, ОРЗ, высокая температура тела). В таких случаях его заменяют полосканием горла с отварами целебных трав.

Профилактика дизартрии заключается в сотрудничестве специалистов и родителей при наличии факторов риска. Важное значение имеет окружение ребенка и усилия взрослых, предпринимаемые в процессе развития малыша. В раннем периоде необходимо ограждать ребенка от травм головы, нейроинфекций и воздействия токсических веществ.

В том случае, когда корковая дизартрия является следствием тяжелого неврологического заболевания, врачи могут только незначительно улучшить речевую функцию. Логопедическая работа должна быть системной, учитывать причины развития патологии и возраст пациента.

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия — это нарушение речевой артикуляции вследствие расстройства механизмов центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов на уровне церебральной коры. Клинически проявляется утратой членораздельности, темпа и ритмичности речи, заменой отдельных звуков, разделением аффрикатов при сохранении смысловой части высказывания. Диагностика осуществляется методами логопедического, неврологического исследования. Для определения этиологии поражения коры дополнительно назначаются нейровизуализационные методики. Лечение включает терапию причинной патологии, логопедическую коррекцию, фармакотерапию, кинезиотерапию, массаж, психокоррекцию.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы корковой дизартрии
    • Афферентная корковая дизартрия
    • Эфферентная корковая дизартрия
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение корковой дизартрии
  • Прогноз
  • Профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дизартрия — латинский термин, обозначающий нарушение артикуляции. Разделение дизартрии на центральную и периферическую впервые было проведено в 1911 году. В 1926 году отечественным профессором неврологом М. С. Маргулисом была предложена более подробная классификация, основанная на локализации очага церебрального поражения, выделена корковая форма дизартрии. Клинически корковая дизартрия сходна с моторными формами афазии, что затрудняет её диагностику и требует тщательного нейролингвистического анализа. Точные данные о распространённости патологии в неврологической и логопедической практике отсутствуют. У детей корковая дизартрия чаще является следствием перинатальных поражений ЦНС, у взрослых — опухолей и ЧМТ.

Причины

Данная форма нарушений речи наблюдается при фокальном органическом поражении нижних участков пре- и постцентральных зон коры, на которые проецируются артикуляционные органы: язык, губы, мягкое нёбо, челюсти, глотка, щёки. Этиологические факторы, обуславливающие поражение коры, полиморфны и несколько разнятся у детей и взрослых. Наиболее значимыми этиофакторами являются:

  • Черепно-мозговые травмы. Травмирование происходит при открытых повреждениях с вдавлением костей черепа, закрытых травмах с ушибом, тяжёлым сотрясением головного мозга. Возможно сдавление коры увеличивающейся посттравматической субдуральной или эпидуральной гематомой.
  • Опухоли головного мозга. Конвекситальные новообразования мозга, оболочек (менингиомы) обуславливают фокальную компрессию церебральной коры. Внутримозговые опухоли (глиомы, астроцитомы), подлежащие соответствующим отделам коры, в случае инфильтративного роста вызывают их деструкцию, в отсутствие инфильтрации — сдавление.
  • Менингоэнцефалиты. Воспалительное поражение оболочек и вещества мозга может стать осложнением различных общеинфекционных заболеваний (кори, герпеса, краснухи, ОРВИ), очагов хронической гнойной инфекции (отита, синусита, околочелюстного абсцесса), специфического инфекционного процесса (туберкулёза, сифилиса). Набухание мозговых оболочек, отёчность церебрального вещества провоцируют сдавление отдельных корковых участков и питающих их сосудов, что приводит к дисфункции нейронов, участвующих в регуляции артикуляционного механизма.
  • Инсульты.Ишемический инсульт становится причиной гипоксии корковых нейронов вследствие недостаточного кровоснабжения. Геморрагический инсульт вызывает сдавление корковых тканей излившейся кровью. Отсутствие быстрого восстановления церебрального кровотока, нарастание внутримозговой гематомы ведёт к гибели ответственных за артикуляцию нейронов.
  • Перинатальная патология. В педиатрической практике корковая дизартрия наиболее часто формируется под воздействием неблагоприятных внутриутробных условий развития (гипоксии плода, внутриутробной инфекции, гемолитической болезни), травм и асфиксии новорожденного в ходе родов. К факторам риска относятся тяжёлый гестоз, быстрые роды, применение акушерских щипцов, операции (вакуум-экстракции).

Патогенез

Нарушение отличается патогенетическим полиморфизмом. В его рамках различают два основных механизма формирования речевых нарушений. Первый реализуется при поражении передней центральной извилины. Сложности артикуляции возникают вследствие центрального пареза мышц языка и мимической мускулатуры. Близкое к артикуляционным органам расположение представительства кисти в моторной корковой зоне обуславливает частое сочетание речевых расстройств с повышением тонуса в мышцах руки.

Второй патогенетический механизм определяется при локализации очага в постцентральных отделах. Он связан с нарушением обработки полученных афферентных импульсов, информирующих о состоянии артикуляционных органов. Отсутствие обратной информации делает невозможным адекватную корректировку артикуляционных движений, осуществляемую соответствующими отделами моторной зоны. Возникает артикуляционная апраксия — нарушение программирования последовательности и силы движений, реализующих речевую функцию.

Классификация

Разнородность нарушений, различная степень их проявлений обуславливают применение двух классификаций в практической неврологии. Подобно другим видам дизартрии, корковая форма по выраженности речевой дисфункции делится на четыре степени – от стёртой дизартрии до полной анартрии. С учетом локализации патологического очага и патогенетического механизма дизартрия классифицируется на два основных варианта:

  • Афферентная (кинестетическая). Возникает при поражении постцентральных корковых зон доминантного полушария. Сочетается с оральной апраксией, апраксией движений контрлатеральной кисти. Характеризуется поиском правильной артикуляционной укладки для произнесения необходимого звука.
  • Эфферентная (кинетическая). Формируется при очаге в передних центральных зонах коры. Часто сочетается с контрлатеральным гемипарезом. Типична замедленность, отсутствие речевой плавности, иногда — послоговое проговаривание.

Симптомы корковой дизартрии

Первыми симптомами речевого расстройства являются темпо-ритмические нарушения: замедленность экспрессивной речи, утрата её плавности и автоматизма. Создаётся впечатление, что пациенту трудно шевелить губами и языком, что вполне соответствует действительности. Ключевым проявлением выступает расстройство произнесения переднеязычных звуков, связанное с нарушением иннервации мышц языка. В речевой продукции происходит замена или пропуск артикуляционно сложных звуков. В результате речь больного становится смазанной, непонятной. Содержательная часть речи остаётся сохранной.

Читайте также:  ТОП-6 лечебных растений для повышения иммунитета

Афферентная корковая дизартрия

Характеризуется поиском правильного положения артикуляционных органов, что делает речь прерывистой, толчкообразной. Повышенная напряжённость артикуляции обуславливает усиление громкости голоса, избирательное оглушение звонких согласных. Замедление переходных этапов артикуляции приводит к появлению звуков-вставок. Наблюдается раздельное или частичное проговаривание аффрикатов («ц»=«т»+«с»), замена щелевых согласных на смычные. Отмечается некоторое расстройство лицевого гнозиза, пациент неточно указывает место прикосновения к различным точкам на лице.

Эфферентная корковая дизартрия

Сопровождается затруднённым переходом между звуками, удлинением ударных гласных, согласных в начале и конце слова (например, «вввнизу»). Определяется нарушение артикуляции апикальных (л) и какуминальных (ш, ж, р) согласных, требующих участия кончика языка, их замена дорзальными звуками (т, д). Характерно усреднённое произнесение отдельных звуков («д» и «т» произносятся как «тс»).

Выявляются сложности удержания артикуляционной позы, вставки и пропуски звуков в словах. Типично обилие пауз внутри слова, в тяжёлых случаях — разрыв слова на отдельные слоги. Артикуляция дополняется множеством синкинезий: высовыванием языка, наморщиванием лба, зажмуриванием глаз. Дизартрия нередко сочетается с правосторонним гемипарезом.

Осложнения

В детском возрасте корковая дизартрия негативно сказывается на общем состоянии ЦНС и становлении речи. Отмечается снижение внимания, способности к запоминанию информации. Плохо набирается словарный запас, формируется общее недоразвитие речи. Дефект произносительной стороны речи влечёт за собой нарушение восприятия фонем, возникает фонетико-фонематическое недоразвитие. Указанные расстройства препятствуют успешному обучению ребёнка письму, чтению. Развивается вторичная дисграфия, дислексия.

У взрослых обусловленные речевым дефектом проблемы коммуникации вызывают дисбаланс психоэмоциональной сферы. Больные остро переживают сложившуюся ситуацию, становятся упрямыми, раздражительными или, напротив, замкнутыми, склонными к депрессии.

Диагностика

Диагностические сложности представляет корковая дизартрия у детей младше 2 лет. Нарушения речи у них можно заподозрить по сниженной речевой активности. Вид речевого расстройства устанавливается путём всестороннего логопедического и неврологического обследования. Инструментальные исследования необходимы для уточнения этиологии поражения. Полный комплекс диагностических процедур включает:

  • Консультацию невролога. В неврологическом статусе зачастую определяется асимметрия лица, парез мимической мускулатуры, гипертонус мышц языка, отклонение его кончика от средней линии. Выявляются элементы апраксии артикуляционного аппарата, затруднение при выполнении последовательности действий по заданию. Возможно наличие центрального спастического гемипареза, гемигипестезии.
  • Консультацию логопеда. Подтверждает речевое напряжение, замедленность, прерывистость речевой продукции. При исследовании устной речи наблюдается замена звуков, выпадение отдельных фонем, появление вставочных звуков. Содержательная сторона высказывания, речевое дыхание не нарушены, фонематический слух сохранен. У детей может диагностироваться ФФН и ОНР.
  • Нейровизуализацию. Томографические методы исследования позволяют установить морфологический субстрат заболевания. При травмах, оболочечных гематомах и опухолях более информативна КТ головного мозга. В диагностике инсультов, церебральных новообразований, воспалительных фокусов предпочтение отдаётся МРТ головного мозга. В сложных диагностических случаях рекомендовано проведение обоих исследований, а также ПЭТ-КТ.
  • Люмбальную пункцию. Выполняется при подозрении на воспалительно-инфекционную этиологию для забора ликвора. Исследование цереброспинальной жидкости (ликвора) позволяет выявить воспалительные изменения, провести бакпосев, ИФА, ПЦР-диагностику для верификации возбудителя.

Корковая дизартрия требует дифференцировки от иных речевых расстройств. От акустико-гностической, акустико-мнестической, динамической афазии она отличается сохранностью смысловой стороны высказывания, сложностью артикуляции отдельных звуков. Различия с афферентной моторной афазией заключаются в артикуляционных сложностях как в произвольных, так и в автоматизированных высказываниях, отсутствием речевых эмболов, у взрослых — сохранностью письма и чтения. В отличии от бульбарной дизартрии, корковая не сопровождается атрофией и фасцикуляциями языка.

Лечение корковой дизартрии

Терапия речевых расстройств проводится на фоне этиопатогенетического лечения причинной патологии (посттравматических нарушений, инсульта, энцефалита, опухоли, перинатальной энцефалопатии). Успешное восстановление речи возможно при комплексном подходе к реабилитации пациента, достигается усилиями логопеда, невролога, реабилитолога, клинического психолога. Восстановительная терапия включает следующие медикаментозные и немедикаментозные методы:

  • Логопедические занятия. Работа по коррекции дизартрии должна начинаться в ранние сроки, сопровождаться развитием мотивации больного. Основными методами являются артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, постановка трудных в артикуляции звуков и их автоматизация, развитие мелкой моторики. У детей дошкольного возраста проводятся занятия по коррекции ФФН.
  • Фармакотерапию. Медикаментозная поддержка необходима для активации метаболических процессов в ЦНС с целью восстановления утраченных функций. Применяются нейрометаболиты, ноотропные фармпрепараты, медикаменты для улучшения церебральной гемодинамики. По показаниям осуществляется медикаментозная психокоррекция седативными средствами, антидепрессантами.
  • Общую реабилитацию. Используется общий массаж, кинезиотерапия, рефлексотерапия. Проводится массаж, механотерапия и лечебная физкультура для паретичных конечностей. Важным моментом является психологическая реабилитация больного, включающая психологическое консультирование, арт-терапию, релаксационные методики, групповые тренинги.

Прогноз

В случае успешного лечения основной патологии и комплексной логопедической реабилитации прогноз благоприятный. Степень восстановления речи зависит от этиологии поражения, выраженности речевых нарушений, возраста и психологического состояния больного. Наиболее сложно поддаётся коррекции корковая дизартрия на фоне детского церебрального паралича, перинатальных травм ЦНС, пожилого возраста, депрессии.

Профилактика

К мерам профилактики относятся предупреждение травматизма, лечение цереброваскулярной патологии, исключение онкогенных влияний, повышение сопротивляемости организма инфекционным агентам. Профилактика дизартрии у детей включает грамотное ведение беременности и родов, своевременную коррекцию осложнений беременности, адекватный выбор способа родоразрешения.

Дизартрия у детей: симптомы, причины, лечение

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением речедвигательного анализатора и нарушением работы мышц артикуляционного аппарата. Данное логопедическое заболевание является очень распространённым (более распространена только дислалия) и встречается у 3-6% детей до подросткового возраста. Основе этого расстройства лежат органические поражения нервной системы, поэтому при диагнозе дизартрия, помимо лечения у логопеда, также необходимы консультации невролога.

Причины развития дизартрии у детей

Чаще всего дизартрия у ребёнка выступает, как расстройство, сопровождающее детский церебральный паралич (в 65-85% случаев) и имеющее те же причины возникновения.

Читайте также:  АТФ - инструкция, состав, применение при беременности

Заболевания и состояния, перенесённые во внутриутробном периоде развития, которые могут вызвать пороки развития нервной системы:

  • тяжелые токсикозы в период беременности у матери
  • патологическое течение беременности
  • резус-конфликт
  • внутриутробные инфекции
  • хронические болезни матери
  • недоношенность и преждевременные роды
  • гипоксия плода в утробе
  • асфиксия или ишемия головного мозга у новорожденных
  • родовая травма
  • тяжелые наследственные заболевания

Заболевания и состояния, перенесённые в раннем детстве, которые могут спровоцировать развитие дизартрии:

  • гидроцефалия
  • черепно-мозговая травма
  • нейроинфекции (менингиты, энцефалиты)
  • интоксикации (как ядовитыми веществами, так и при инфекционных заболеваниях)
  • гнойный отит среднего уха

Признаки дизартрии у ребёнка

Основным внешним проявлением дизартрии является нечёткая речь из-за нарушения работы речевого аппарата вследствие гипотонии артикуляционных мышц. Однако, помимо сложностей с произношением, ребёнок испытывает и другие проблемы, вызванные бульбарными нарушениями. Самые распространённые симптомы дизартрии:

  • несмыкание губ и самопроизвольное выпадения языка наружу
  • либо, наоборот, слишком плотно сжатые губы, что вызывается спазмом артикуляционных мышц
  • вялость или полная неподвижность языка вследствие дистония артикуляционных мышц
  • бульбарные нарушения: трудности при приеме пищи (особенно жидкой), частые поперхивания, сложности с глотанием, общее вялое состояние и частые срыгивания у младенцев, гиперсаливация (избыточное выделение слюны и несглатывание её)
  • также у младенцев часто отсутствует лепет в положенном возрасте, а первые слова звучат уже после 2 лет
  • назализация голоса (ребёнок говорит в нос) при отсутствии ринита и прочих ЛОР-заболеваний
  • нарушение речевого дыхания: ребёнку сложно выговорить всю фразу целиком, он делает частые паузы или быстро «задыхается», к концу предложения голос затухает
  • речь немелодична: монотонная, слишком быстрая или, наоборот, растянутая
  • многие звуки в речи искажаются, подменяются другими или пропускаются вовсе (твёрдые звуки смягчаются, речь свистящая или шипящая)
  • из-за гипертонуса голосовых связок голос больного ребёнка обычно очень высокий и даже писклявый
  • иногда из-за паралича речевых мышц может быть полная немота (анартрия)
  • также часто у детей с дизартрией страдает любая мелкая моторика, поэтому они не любят выполнять действия подобной направленности (застёгивать пуговицы, прорисовывать мелкие детали или собирать мелкие конструкторы/головоломки, впоследствии – проблемы с письмом)

Формы и виды дизартрии

Существует несколько классификаций дизартрии: по локализации поражения, по ведущему клиническому синдрому и по степени тяжести заболевания.

Бульбарная дизартрия

Для данной формы дизартрии характерно нарушение или отсутствие бульбарных рефлексов: нарушения сосания и глотания, избыточное слюноотделение, трудности с жеванием, практически полное отсутствие мимики. Голос обычно гнусавый, хриплый, очень тихий, все согласные звуки однообразны.

Псевдобульбарная дизартрия

Это состояние вызвано гипертонусом мышц речевого аппарата либо спастическим параличом. Самой характерной картиной являются нарушения работы мышц языка, гиперсаливация, частое поперхивание. Нарушено произношение сонорных (звонких, но не имеющих глухой пары), шипящих и свистящих звуков.

Корковая дизартрия

Основная причина корковой дизартрии — нарушение произвольной артикуляционной моторики, в то время как речевое дыхание и часто интонационная составляющая сохранны.

Подкорковая дизартрия

Для данной формы характерны гиперкинезы – непроизвольные движения, в частности мимические и артикуляционные. В процессе речи гиперкинезы усиливаются, что может привести к артикуляционному спазму, что ведёт к перепадам тембра (то низкий хриплый, то высокий, писклявый) и силы голоса (то шёпот, то выкрики). Также страдает темп речи и может возникать заикание (как проявление гиперкинеза).

Мозжечковая дизартрия

При данном состоянии речь больного отрывиста, толчкообразна и больше похожа на скандирование, чем на плавную речь. Также характерна атаксия (тремор и слабость конечностей, шаткость походки, нарушения координации движений и равновесия).

Также иногда выделяют холодовую дизартрию, которая проявляется при сильных изменениях температуры в помещении, где находится ребёнок. Причиной такого состояния является нервно-мышечное заболевание миастения.

Логопеды выделяют 4 степени тяжести заболевания:

  1. Лёгкая степень (стёртая дизартрия) – окружающими обычно не регистрируется, но логопед сразу же заметит нарушения
  2. Средне-лёгкая степень – речь понятна окружающим, но уже явно заметны нарушения
  3. Степень средней тяжести – речь сильно нарушена, ребёнка понимают только люди, которые с ним часто общаются (родители) и то лишь потому, что уже знают, как ребёнок искажает каждое слово
  4. Тяжёлая степень (анартрия) – речь либо непонятна вообще никому либо совсем отсутствует

Диагностика дизартрии у детей

При речевых нарушениях ребёнка в первую очередь необходимо сводить на консультацию к неврологу, который проведёт необходимые исследования и сможет правильно диагностировать дизартрию. Помимо неврологических тестов и регистрации объективных данных врач невролог назначит:

  • электроэнцефалографию
  • электромиографию или электронейрографию
  • эхо-исследование или МРТ головного мозга
  • трансканальную магнитную стимуляцию

После получение результатов этих исследований ребёнок направляется на консультацию к логопеду, который также проведёт логопедические пробы для определения формы и степени заболевания.

Лечение дизартрии у детей

Лечением дизартрии дальше занимается врач логопед. В ходе логопедических занятий ребёнок будет развивать:

  • мелкую моторику рук
  • моторику речевого аппарата
  • дыхание
  • интонацию, тембр и силу голоса
  • правильное звукопроизношение

Помимо занятий с логопедом важно, чтобы ребёнок получал медикаментозное лечение (ноотропы), а также прошёл курс физиотерапии (массажи, ЛФК, акупрессуры и т.д.). Также хорошо себя показывают нетрадиционные виды лечения: игровая, песочная или изотерапия, дельфинотерапия.

В случае ранней диагностики и начала лечения дизартрии, а также несложных органических поражений нервной системы, есть все шансы полностью избавиться от болезни. В то же время нелеченная дизартрия может существенно снизить возможность ребёнка нормально обучаться, а также нарушает нормальные социальные контакты, что может очень негативно повлиять на качество жизни человека.

Ссылка на основную публикацию
Строение позвоночного столба
Позвоночник человека Одним из наиболее ответственных и важнейших элементов скелета человека является позвоночник. Благодаря этой S-образной конструкции человек в состоянии...
Стоматология Практик Дент Казань — авторская стоматология доктора Ахтямова
Все о том, почему крошатся зубы Крошение зубов отмечается в любом возрасте. Причин появления сколов может быть несколько. Среди них...
Стоматология цены на услуги
Дентамед, семейная стоматология отзывы Ваши отзывы не останутся незамеченными! Официальный представитель этой организации отвечает на отзывы на этом сайте. Спасибо...
Структура печени мелкозернистая · GitHub
Неоднородная структура печени Диффузные изменения эхоструктуры печени часто выявляют после прохождения УЗИ. Этот диагноз может вызвать панику у пациента, но...
Adblock detector