Тахилалия (ускоренный темп речи)

Тахилалия (ускоренный темп речи)

КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ

Патологически ускоренный темп нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера. Для обозначения таких комбинозов к концу XIX столетия было предложено большое количество терминов: Battarismus Poltern, Angophrasia, Paraphrasia, Glottering, Tumultus Sermonis, Brudeln, Balbutiement, Praeceps, Tachiphemia и др.

В отечественной литературе для обобщенного обозначения таких речевых нарушений иногда используется термин «спотыкание». Это неправомерно, так как спотыкание определяет только необоснованные остановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе речевых нарушений лежат прежде всего аграмматизмы на фоне патологически ускоренной речи.

Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания,

тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

В качестве причин и механизмов возникновения можно рассматривать соматические, психогенные факторы и привычку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельствуют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.

А. Либманн (1900) считал, что парафразия появляется в результате преимущественно моторных или преимущественно сенсорных расстройств внимания, сходных с его нарушениями при соответствующих формах афазии. По мнению М. Надолечны, торопливость в речи обусловлена несоответствием между желанием говорить и речемоторной возможностью. Эта речевая атаксия свойственна лицам с поспешным и беспокойным характером, с недостаточно четкой памятью словесных норм и расстройством внимания. Центр тяжести все-таки падает на чисто моторно-артикуляционную трудность слова, причем последующее слово вклинивается в предыдущее, а концентрация внимания децентрализуется. М. Зееман предполагает причину нарушения в стриопаллидарной системе. Кроме того, он указывает на органические изменения в мозгу и на связь ускоренной речи с эпилепсией.

Из психических факторов следует назвать недостаточную концентрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи.

Механизм баттаризма и анатомо-физиологических позиций также можно объяснить преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы. М. Надолечны определяет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи Э. Фрешельс объясняет парафразию с позиций механизма правильной речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибкостью речи. Этим достигается известная отрегулированность психомоторных процессов. Данный механизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее понятие нередко превосходит силу предыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается картина парафразии. По мнению Ю. А. Флоренский, нарушается регулирующая функция речевого внимания. Вследствие этого не происходит самопроизвольной перестройки его по ходу речевого потока. Теряется концентрация внимания в логически важных частях речевого потока, и потому речь становится спотыкающейся, неряшливой, хаотичной, она содержит повторения, пропуски, смешения, недоговаривания, включения во фразу неадекватного по смыслу речевого материала и т. д.

С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматривать как синтаксическое расстройство (А. Гутцман, 1885; X. Пик, 1913). Недоговаривание, пропуски, смазанность речи А. Гутцман относит за счет дискоординации между скоростью течения мысли и речемоторной функцией А. Гутцман в этом речевом нарушении видит не столько расстройство темпа, сколько расстройство синтаксического порядка, которое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы. Ведущее значение в речи X. Пик придавал слову. Сочетание слов представляет определенную фразу в процессе речи. При нарушениях речи именно эта фаза может страдать. Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к особым аграмматизмам, которые представляют неправильное речевое построение в структуре предложения. Приближение парафразии к своеобразным формам синтаксических аграмматизмов или к расстройствам речи органического порядка приводит к необходимости выделения основных и вторичных нарушений в структуре дефекта.

Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и парафазии связано с затруднением произвольного нахождения слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразии.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе различных расстройств органического и функционального происхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятельное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические расстройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное расстройство речи. Он первым указал на возможность смешения спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикающихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Читайте также:  Фунгициды для растений список препаратов, как действуют, инструкции по применению Витарос

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредоточенном внимании речь при полтерн и парафразии улучшается, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

В 30—50-х годах нашего столетия были проведены электроэнцефалографические исследования, подтверждающие различия между заиканием и спотыканием.

Французские исследователи Pichon и Borel-Maisonny (1964) вычленяют нарушение речи, которое они называют бормотанием (Bredouillement). Авторы подчеркивают, что бормотание отличается от спотыкания тем, что оно касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи, а при спотыкании одновременно страдает внешняя и внутренняя речь. В настоящее время признана классификация D. Weiss (1964), который различает две формы: чистые формы спотыкания и спотыкание-синдром.

Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса (провалы, повторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний. D. Weiss чистые формы спотыкания делит на следующие группы:

Первая группа — с моторными расстройствами; основными симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.

Вторая группа — с сенсорными расстройствами; в клинике спотыкания преобладает трудность нахождения необходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

Третья группа — с общей трудностью формулирования речи несмотря на достаточный запас слов.

Четвертая группа — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.

По мнению В. С. Кочергиной, спотыкание отличается большой распространенностью. По данным К. П. Беккера (1981), среди учащихся 7—8 лет массовой школы — 1,8% детей, а в классах для заикающихся — 11,5% детей имеют полтерн. Симптомы полтерн позволяют отличать его от нормальной речи, а также от речи заикающихся.

Баттаризм и полтерн (спотыкание в речи): что это такое? Диагностика, симптомы и рекомендации родителям и учителям

Речь маленьких детей всегда имеет определенные недостатки, возникающие из-за неполного развития органов артикуляции: губ, мягкого неба, языка, челюсти. Однако есть ряд речевых нарушений, возникших по иным причинам и требующих коррекции и квалифицированной помощи специалистов: невролога, психиатра, логопеда. Тахилалия (в частности ее формы: баттаризм и полтерн) как раз и относится к таким патологиям.

Характеристика и симптомы баттаризма и полтерна

Баттаризм — это такая патология, при которой повышенный темп речи чередуется с толчкообразными остановками для дыхания. Часто искажаются или не договариваются отдельные слова, искажаются фразы, пропускаются слоги и слова.

Основные речевые симптомы баттаризма:

  • перестановка или выбрасывание из предложения слов;
  • неправильное оформление мысли;
  • перестановка в слове букв или слогов;
  • несоответствие ритма речи и скорости мышления.
  • возможно беззвучное движение губы и языка;
  • характерны расстройство дикции и дыхания;
  • нарушается письмо (характерны замены, пропуски);
  • внимание неустойчиво;
  • некритичность (человек может вообще не замечать речевого дефекта);
  • логичность мышления снижена;
  • отмечается разбросанность мыслей.

Для полтерна характерны несудорожные нарушения темпа ускоренной речи (паузы, запинки). На первый взгляд очень похоже на заикание, но есть существенные различия. При спотыканиях (полтерне) дети не видят собственный дефект, а при заикании — осознают его и очень стесняются. Внимание к речи заикающихся детей приводит к ухудшению, а дети с тахилалией начинают говорить лучше. Недостаток внимания приводит к обратному результату в каждом из случаев. Их почерк тоже отличается: заикающиеся дети растягивают слова, а дети с патологией баттаризм или полтерн — сжимают.

  • речевые
  • запинки, спонтанные паузы;
  • неправильное образование звуков, носовой оттенок речи;
  • перестановки, повторы букв и слогов;
  • повышенная эмоциональность;
  • при письме тоже происходит замена и перестановка букв и слогов.
  • неречевые:
  • нарушение координации и моторики;
  • отсутствие познавательных интересов;
  • неумение сосредотачиваться;
  • снижение слуховой, зрительной и моторной памяти;
  • при возбуждении наблюдается покраснение кожи, потливость рук и лица, тахикардия.
  • 1-я — моторные расстройства (определяются ускоренной речью и сбоями в артикуляции звуков);
  • 2-я — сенсорные расстройства (отсутствие слухового внимания);
  • 3-я — сложности с подбором нужных слов;
  • 4-я — спотыкание — спонтанные остановки, растягивание гласных, необоснованные восклицания.
Читайте также:  Плохо при нормальном давлении причины, диагностика

При таких патологиях, как баттаризм и полтерн, дети отличаются бедностью словарного запаса, расстройствами дикции, дыхания, изменением тембра голоса. Дети не могут запомнить прочитанное или услышанное. При письме: как говорят, так и пишут.

Диагностика, лечение и коррекция при патологии

Сегодня логопеды выдвигают различные причины возникновения подобных расстройств, но основными считают такие факторы:

  • преобладание процесса возбуждения над процессом торможения как результат определенных нарушений центральной нервной системы;
  • привычка, подражание людям, имеющим похожий дефект речи;
  • несоответствие между развитием речевых возможностей и желанием сказать;
  • наследственность;
  • опухоли, травмы, нейроинфекции;
  • маниакально-депрессивный и органический психоз, шизофрения, псевдобульбарный паралич, эпилепсия, олигофрения.

Корректировать данные патологии можно лишь комплексно, включая логопедическое, медицинское и психотерапевтическое воздействие. Поэтому родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, должны понимать, что без консультации специалистов для назначения эффективного курса лечения не обойтись. Искать причины лучше методом исключения, пройдя обследования у невролога, психиатра и логопеда.

Мероприятия по диагностике баттаризма и полтерна следующие:

  • составление анамнеза больного;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

При необходимости ребенку могут быть назначены медикаментозная и физиотерапия, ЛФК, нейроседативный массаж.

Коррекция речи психотерапевтом и логопедом может длиться от 2,5 до 12 месяцев и проходит в несколько этапов:

  • 1 этап: режим молчания; психотерапевтические мероприятия по снятию возбудимости, логопедические игры в форме диалога;
  • 2 этап: работа по замедлению темпа речи; речевые разминки в виде счета (например, от 30 до 50 или десятками от 20 до 90 и обратно); установка на замедление всех психомоторных процессов;
  • 3 этап: работа над редактированием мысли: пересказы, составление речевых описаний, упражнения на подражания;
  • 4 этап: участие в групповой работе над коллективным рассказом (каждый включается в работу по сигналу логопеда), тренировка речи во время общения вне стен кабинета (интерактивные игры «Микрофон» и т.п.); медленное чтение вслух и про себя.
  • 5 этап: подготовка к публичному выступлению.

Большую роль в коррекции баттаризма и полтерна играют родители и школьные учителя.

Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом

При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • Пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без, рассказ, чтение текстов в ролях, чтение фразы по одному слову, упражнения на выразительность речи, чтение через прорезь.
  • Интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.
  • Упражнения на преодоление дефектов внутренней речи, ответы на вопросы, составление плана ответа, математических задач, тестов.
  • Развитие слухового внимания: заучивание услышанных пословиц, четверостиший, а позже — небольших отрывков в прозе.
  • Работа над темпом речи: движения под счет, счет, сопровождающийся движением; проговаривание по слогам с отстукиванием, чтение под метроном.

Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

Упражнения для занятия с ребенком

Вот несколько упражнений, которые родители могут выполнять вместе с ребенком, играя:

  • На восстановление дыхания: Принять удобное положение, вдохнуть через нос, наполнив живот и грудную клетку воздухом. Выдохнуть также через нос, повторив движения не менее 5 раз.
  • На задержку дыхания. Дыхание выполнять по технике первого упражнения, задерживая его сначала на 2, 3, 4 и 5 секунд.
  • Мычание. Набрать в легкие побольше воздуха и на выдохе проговорить любую фразу или детский стишок, петь гласные звуки и слова по слогам, резко выбрасывать воздух со звуком «ХААА» и пр.

Существует множество логопедических игр, которые можно проводить в домашней обстановке. Самостоятельно можно освоить игры для мелкой моторики, для формирования чувства ритма, правильного вдоха и выдоха, на расширение диапазона голоса, развитие темпа речи.

Посоветовать игры и дать рекомендации по конкретному ребенку может только специалист. Не занимайтесь самолечением.

Читайте также:  Дивигель при климаксе – отзывы женщин

На заметку: эффективность занятий возрастет, если проводить их под легкое музыкальное сопровождение в спокойной обстановке. Занятия нужно проводить регулярно.

Об авторе: Забродина Наталья Николаевна, учитель математики, физики и астрономии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Баттаризм и полтерн .

Тахилалия и, в частности, ее формы баттаризм и полтерн могут комбинироваться с заиканием, но в целом — это различные речевые нарушения, которые следует различать.

Полтерн ( спотыкание )

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожним характера .

Этиология: Врожденные конституциональные аномалии развития.

Патогенез: Речь при полтерне носит поверхностный и одновременно абстрактный характер, является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграматизма и нарушений синтаксиса,

которые отражают внутренний беспорядок мышления.

Чистые формы полтерна (преткновения ) делятся на группы:

• первая группа: — с моторными расстройствами;

симптомы: ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи;

• вторая группа — с сенсорными расстройствами;

симптомы : трудности нахождения необходимых слов, нарушения слухового внимания;

• третья группа — с общей трудностью формирования речи, несмотря на достаточный словарный запас;

• четвертая группа: — со преткновения, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных или вставлением восклицаний , отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

Баттаризм ( парафраз )

Баттаризм (от греческого battarismos — заикание) — патологически ускоренный
темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются. Также употребляется синоним: парафраз.

Этиология:

• несоответствие между желанием говорить и речемоторних возможностью;

• органические изменения в мозге .

Патогенез: Попадание внутрь и перестановка слогов и слов. Потеря концентрации внимания в логически важных частях речевого потока, что делает язык спотыкается,

Заикание

Заикание (логоневроз) — нарушение темпо — ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Различают следующие виды заикания: артикуляционное, волнообразное, голосовое, дыхательное, индуцированное, инспираторное, клонические, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи. Лечат заикание специалисты:

1 . Врачи — психоневрологи, которые назначают лекарства, исходя из состояния нервной системы.

2 . Врачи — психотерапевты , которые используют разные виды психотерапии для преодоления заикания, включая гипноз, аутотренинг и различные приемы экстрасенсорного воздействия.

4 . Психологи учат заїкуватих общаться в разных жизненных ситуациях.

5 . Логопеды учат правильно дышать во время речи , пользоваться голосом

говорить плавно и ритмично.

6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздоровительные мероприятия,

включающие закаливание, массаж, физкультуру.

Каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания, ни один из них не

сможет устранить его самостоятельно. Поэтому врачи или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обещаний.Следует отграничивать заикание от других нарушений темпо — ритмической стороны речи: тахилалии .

Дислексия

Дислексия (от греч или лат : «Дисфункций » — отрицание и лат «лего» — читаю) — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую,

оптическую и тактильную формы дислексии.

Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко — буквенного анализа .

Семантическая дислексия (греч. semantikos — смысловой) — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Мнестическая дислексия (греч. mnesis — смысловой) — дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия (греч. Орtікоs — относящийся к зрению) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смещениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, которая проявляется в нарушениях при чтении слова

Тактильная дислексия (лат. tactilis — осязательный ) — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Алексия— полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Ссылка на основную публикацию
Тактика ведения пациентов с псевдомиксомой брюшины при продолженном росте опухоли
Лечение псевдомиксомы брюшины в Израиле Хирурги медицинского центра Топ Ихилов успешно борются с таким сложным заболеванием, как псевдомиксома брюшной полости....
Таблетки от шума в голове перечень эффективных лекарств и средств народной медицины
Какие таблетки помогают от шума в голове и ушах? Из статьи вы узнаете о препаратах, назначаемых при шуме в голове...
Таблетки Фурамаг инструкция по применению, цена, отзывы при цистите, аналоги
Фурамаг Показания Противопоказания Способ применения и дозы Побочные действия Взаимодействие, совместимость, несовместимость Аналоги Действующее вещество Фармакологическая группа Лекарственная форма Фармакологическое...
Таламус и гипоталамус 2020
Таламус и гипоталамус 2020 Таламус и гипоталамус являются частью мозга. Наряду с эпиталамусом и периталамусом они оба расположены в области...
Adblock detector