Темперамент и нервное возбуждение ребенка

Темперамент и нервное возбуждение ребенка

Повышенная нервная возбудимость у детей до 1 года.

Дети – это наша радость, цветы жизни и продолжение человеческого рода. Мы с нетерпением ожидаем их появления, радуемся каждому моменту их жизни, первому слову, шагу и первым маленьким достижениям. Но одним из многих вопросов, которые приходится решать счастливым родителям, является повышенная нервная возбудимость у детей до 1 года.

Ее не совсем правильно относить к болезням, но, тем не менее, иногда не помешает, чтобы ребенка внимательно осмотрел врач. Повышенная нервная возбудимость встречается у многих грудных малышей, она проявляется в виде дрожания рук и подбородка, частых вздрагиваний в ответ на внешние раздражители (яркий свет или резкий звук), поверхностного сна с частыми пробуждениями.

Как правило, такие дети очень часто плачут, или кричат без явной на то причины. Однако надо заметить, что впервые 3 месяца после рождения ребенка такие явления – не редкость, даже, скорее, закономерность. Обычно у детей до 1 года они проходят, причем не самостоятельно – лучше, если за ребенком будет время от времени наблюдать невролог. Не помешает и проведение медикаментозной коррекции, ее объем определяет врач на приеме. В случае если тремор не прекращается после достижения ребенком 3 месяцев, понадобится ультразвуковая диагностика головного мозга.

Если ребенок ночью плохо спит, плачет, вздрагивает, то это еще совсем не значит, что ему нужно немедленно обращаться к неврологу. Намного чаще причина в банальных вещах: или зубки режутся, или голод замучил, животик болит. При отите или рахите малыш тоже может становиться нервным.
Естественно, причины детских слез или «капризов» нужно находить и устранять. Согласитесь, ваш ребенок ни с того, ни с чего не будет плакать. Но необходимо. В первую очередь, исключить всю соматику, способную вызвать нервозность малыша. Это значит, что нужно проконсультироваться с педиатром, а уже потом с другими врачами, к которым он обязан вас направить, в их числе и с неврологом.

Что обычно интересует невролога, который осматривает ребенка?Акушерский анамнез: специалист анализирует беременность мамы, роды. Потом оценивает развитие ребенка: нормально ли растет головка, закрыт ли родничок, в достаточной ли степени соответствует возрасту психомоторное и физическое развитие?

В том случае, если врач убедится, что у вашего ребенка повышенная нервная возбудимость, он может назначить курс лечения, но в этом не всегда есть необходимость. Доктор в каждом отдельно взятом случае должен ориентироваться на то состояние, в котором находится маленький пациент. Но любой врач в обязательном порядке порекомендует наладить правильный режим дня ребенка. Ведь именно такая простая, казалось бы, вещь, как режим, в который входит легкая физкультура, регулярный массаж, прогулки по свежему воздуху, может изменить поведение малыша. Понятно, что говорить легко, но на деле отрегулировать время кормлений, сна и бодрствования намного сложнее, чем, к примеру, уговорить ребенка скушать ложечку лекарства. Разного рода успокоительные сборы – вторичное дело, невозможное без первого.

Если у детей до 1 года, все-таки, такое состояние, которое необходимо корректировать медикаментозно, можно начать с купания в теплой хвойно-валериановой ванне. Также для этих целей сгодятся препаратывалерианы, магния, витамин В6.

Обычно предрасположенность к повышенной нервной возбудимости достается ребенку в наследство. Это значит, что если хотя бы один из родителей – холерик по темпераменту, то очень большая вероятность того, что у их ребенка будет тоже «взрывной» темперамент. При этом нужно помнить, что тип нервной деятельности невозможно поменять, но его нужно учитывать при воспитании ребенка.

В целом, если у детей до 1 года наблюдается повышенная нервозность, то можно обратиться в больницу (желательно), а можно и попробовать некоторые проверенные народные средства, которые описаны ниже. Это, в основном, успокаивающие травы и растения, которые не причинят никакого вреда вашему малышу.

Препараты, основанные навалериане (настойки, изолированные настои, растворы, комбинированные с другими средствами) уменьшают возбудимость нервной системы, помогают при нарушениях сна, нервном возбуждении и тому подобных состояниях. Давно доказали, что препараты с валерианой уменьшают рефлекторную возбудимость в отделах нервной системы, усиливают тормозные процессы, происходящие в нейронах головного мозга. Для лечения детей лучше всего использовать настойку корня валерианы.

В педиатрии часто используются настойки, настои и (иногда) экстракты пустырника. Это растение имеет настолько сложный состав, что его еще до конца не изучили. Считается, все же, что седативный эффект у настойки пустырника в два-три раза больше, чем у настойки валерианы. Но, все таки, именно по этой причине использовать его для малышей нужно осторожно, лучше употреблять настой пустырника, если ребенку исполнился хотя бы год. Отечественная медицина, кроме пустырника и валерианы, широко использует ромашку.

Это лечебное растение используют в виде отвара, чая или настойки, поскольку оно является мягким успокаивающим средством, хорошо лечащим нарушения сна и дисфункции желудочно-кишечного тракта. Например, успокаивающий чай из ромашки можно порекомендовать для комплексного лечения поражений нервной системы, а здоровым детям – просто для улучшения сна. Кроме приема внутрь, отвар из ромашки можно использовать, как наружное средство (ванна).

Повышенная нервная возбудимость хорошо лечится и таким лекарственным растением, какмята перечная. Ведь вытяжки из этого целебного растения, наряду с антисептическим, желчегонным и болеутоляющим эффектом, имеют успокаивающие и спазмолитические свойства, к тому же оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Подобный эффект имеет также мелисса (мята лимонная), которая тоже относится к классу эфиромасличных растений. Из мяты и мелиссы тоже можно делать чай для детей, он является отличным общеукрепляющим средством.

Читайте также:  Неприятный запах под грудными железами причины · GitHub

Детская гиперактивность

Гиперактивные дети все время бегают, суетятся, у них рассеянное внимание, не могут сконцентрироваться на одном предмете, не могут долго заниматься одной деятельностью, постоянно переключаются на другие виды деятельности. Это отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Получается дисфункция нейромедиаторных систем мозга и нарушение регуляции активного внимания и тормозящего контроля. В психологии это явление имеет название « синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Зачастую такие дети на первом году жизни развиваются быстрее своих сверстников. Раньше начинают ходить, говорить. Что создает впечатление некоторой одаренности ребенка. Но уже к 3-4 годам можно заметить, что малыш не может сконцентрировать внимание на одном действии и быстро переключается на другое. В школе такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, разговаривает, встает. Это вызвано импульсивностью и повышенной возбудимостью. Первые признаки гиперактивности проявляются вместе с пиками психоречевого развития. Это 1-2 года, когда закладываются навыки речи, 3 года, когда увеличивается словарный запас и 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Повышенная двигательная активность исчезает, как привило, в подростковом возрасте. Но импульсивность и дефицит внимания остается у 70% подростков и 50% взрослых. Первопричиной гиперактивности является минимальная мозговая дисфункция.

Причины гиперактивности детей:

1. Органические поражения центральной нервной системы ( ЦНС).

2. Генетические причины. Или наследственная.

3. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности. Таких, как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.

4. Неблагоприятные роды. Патология родов.

5. Инфекция и итоксикация первых лет жизни ребенка.

6. Если родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Даже небольшая доза алкоголя пагубно воздействуют на нервную систему плода.

7. Благоприобретенная гиперактивность Неправильное воспитание. Например, чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или чрезмерная опека. Или гиперактивность, появившаяся в школе. Это получается, когда не сразу возникает контакт ребенка с педагогом. Если ребенок не внимателен, педагог постоянно ругает и упрекает его за это, то может возникнуть защитная реакция. Ребенок чувствует себя в роли « хулигана» и начинает соответствовать своему образу в поведении.

Признаки:

3. Повышення активность. Такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют , растягивают губы, прикусывают язык.

4. Плаксивость, беспокойство, капризы.

6. Нарушение концентрации внимания.

7. Негативизм. То есть ребенок все отрицает.

9. Повышенный тонус мышц.

10. Беспокойный сон.

12. Повышенная возбудимость.

1. Слабая успеваемость в школе.

2. Низкая самооценка.

3. Трудность принятия любви окружающих.

Лечение

Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и « взорвется». Нужно направить ее в позитивное русло. Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Ребенку необходимо:

1. Утренняя зарядка.

2. Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физическая упражнения ребенка и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спить, лучше вечером также играть в активные игры.

3. Активные игры, которые одновременно развивают мышление.

4. Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.

5. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Хороши такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.

6. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.

7. В школе такого ребенка нужно привлекать к общественным мероприятиям, сажать за первую парту, чаще спрашивать у доски, давать задания. Таким образом учеба в школе тоже станет активным и интересным занятием для ребенка.

Некоторые специалисты считают, что дети с синдромом гиперактивности имеют определенные компенсаторные возможности. Но для их активизации нужны конкретные условия. Такой ребенок должен строго соблюдать режим сна и бодрствования. Атмосфера вокруг ребенка должна быть спокойной, благоприятной, ровной в эмоциональном плане. Для таких детей наиболее подходит обучение с четвертым классом, где школьная программа не сжата. Обучение должно проходить в игровой форме. Таким образом, будет эмоциональная стимуляция ребенка, что приведет к большему интересу к учебе.

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть твердым, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

Читайте также:  Холисал или Метрогил дента - что лучше для лечения десен

У 70% гиперактивных детей этот симптом сохраняется в подростковом возрасте. У 50% детей синдром гиперактивности сохраняется во взрослом возрасте. В подростковом и взрослом возрасте остается утомляемость, неспособность к обучению, невнимательность. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского.

Для взаимодействия со своим гиперактивным ребенком, воспользуйтесь советами психолога.

При воспитании гиперактивного ребенка родители должны избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями ( наказаниями).

Рекомендации родителям.

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

* Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

* Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить « нет», « нельзя», « прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

* Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

* Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения ( то есть его собственную « территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

* Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

* Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

* В своих отношениях с ребенком придерживайтесь « позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

* Избегайте повторений слов « нет» и « нельзя».

* Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

* Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

* Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

* Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания ( например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

* Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.

* Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.

* Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

* Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

* Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

* Постоянно акцентируйте внимание ребенка на его достоинствах, а не недостатках.

Как уберечь нервную систему ребенка от стрессов

Девять правил матери

Мы живем в век скоростей — постоянно торопимся, бежим, никуда не успеваем. И сегодня стресс стал неотъемлемой частью жизни всех — и не только взрослых, но и детей. И если кратковременные стрессы для организма даже благотворны, то затяжные могут стать причиной разных заболеваний в будущем. Поэтому задача каждого взрослого — вовремя заметить симптомы стресса у ребенка и принять меры, которые помогут предупредить неприятные последствия.

Далеко не каждый родитель может списать особенности детского поведения на стресс. Как определить, что у ребенка начался стресс? Что делать? Об этом мы узнали у экспертов.

Как рассказывает детский невролог, педиатр, профессор кафедры детских болезней Первого МГМУ им. Сеченова Лусине Хачатрян, если раньше повышенная тревожность и фобии у детей встречались не так часто, то в наш век высоких скоростей они стали уже привычным явлением.

Детские стрессы могут вылиться в самые разные заболевания. В первую очередь подверженные нервным нагрузкам дети гораздо чаще (в 2–3 раза) сверстников болеют ОРВИ. Ведь стресс воздействует на все органы и системы, стимулирует центральную нервную систему вырабатывать чрезмерные количества гормонов кортизола и норадреналина. При небольшом стрессе кортизол создает защиту, но если его слишком много, он начинает разрушать органы, запуская аутоиммунные процессы, что в конечном итоге снижает иммунитет. «Недавно наши коллеги из Самары провели исследование среди детей, заболевших ОРВИ. Оказалось, что чем тяжелее у них протекала инфекция, тем выше у них был уровень норадреналина и кортизола», — говорит профессор кафедры педиатрии РМАПО Ирина Холодова.

Читайте также:  Как избавиться от белого налета на языке, чистка языка от налета в домашних условиях

Поэтому, конечно, со стрессом, которому дети подвержены не меньше взрослых, нужно бороться — чтобы впоследствии избежать серьезных осложнений. Между прочим, даже малыши могут испытывать нервные перенапряжения — в основном на фоне различных физиологических изменений в организме и непривычных внешних условий. Причиной таких стрессов могут быть переезд, болезнь, разлука с мамой, прорезывание зубов, поход в поликлинику, смена климата или обстановки вообще, посещение детсада.

Как проявляется детский стресс? Ребенок становится излишне возбудимым, у него нарушается сон, появляются проблемы с аппетитом, он плачет больше, чем обычно, становится суетливым, иногда агрессивным, в некоторых случаях появляется нервный тик. Если вы заметили за своим ребенком такое, нужно обратиться к детскому неврологу.

Как бороться с детским стрессом? Существует немало способов, которые позволят вам пережить эту ситуацию и сохранить здоровье ребенка в будущем.

Первое. Очень важно соблюдать режим дня. В первую очередь режим сна и бодрствования. Если беспокойный сон у ребенка сохраняется, помогут дыхательные упражнения и спокойные игры. Кроме того, при детской бессоннице хорошо помогают различные виды творческой активности (рисование, лепка и пр.) А вот телевизор лучше отключать по возможности насовсем. Гаджеты тоже должны войти в жизнь ребенка как можно позже.

Второе. Очень важно давать понять ребенку, что он находится в безопасности, что его близкие люди всегда рядом и готовы помочь. Это вовсе не значит, что вы должны находиться с ним неотлучно. Но пользуйтесь каждой удобной возможностью, чтобы обнять своего малыша, подержать его за руку, сказать ласковое слово.

Третье. Если ребенку предстоит смена обстановки (переезд, поход в детский сад, отпуск), его нужно приготовить к этому заранее. Постоянно рассказывать о том, что ждет его. Однако если вы понимаете, что с переменой обстановки ваш ребенок вдруг стал агрессивен, с этим помогут справиться закаливание и водные процедуры. Отличный эффект дает и модная ныне энимал-терапия (то есть общение с приятными животными).

Четвертое. Очень важную роль в борьбе со стрессом играют различные игры — они помогают детям перенести центр тревоги на вымышленные ситуации и снять напряжение.

Пятое. Стресс у школьника — особое явление. Он может возникать по самым разным причинам: из-за того что не складываются отношения с учителем или одноклассниками; из-за того что поставили плохую отметку; из-за предстоящих экзаменов и пр. Вот основные симптомы стресса в школьном возрасте: утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании, прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки), замкнутость, заикание, головные боли, раздражительность. Роль правильного режима дня, в который входят не только подъем и отход ко сну в одно и то же время, включая выходные, но и завтрак, обед и ужин по расписанию, играет очень большую роль. Улучшить сон помогают водные процедуры перед сном — душ комфортной температуры. Кроме того, работа у ребенка школьного возраста должна чередоваться с отдыхом.

Шестое. В период стресса очень важно обеспечить организм витаминами. Посоветуйтесь с педиатром, какой витаминный комплекс подойдет именно вашему малышу в зависимости от его индивидуальных особенностей. Кроме того, детям подойдут гомеопатические препараты от стресса, которые одновременно устраняют и психоэмоциональные, и физические проявления стресса. Кстати, исследования, проведенные на кафедре детских болезней Первого МГМУ им. Сеченова, показали, что 87% детей с фобиями, нарушениями коммуникации и повышенной тревожностью прекрасно выздоравливали на гомеопатическом лечении.

Седьмое. Важно следить за питанием ребенка: он должен получать достаточное количества белка, полезных жиров и углеводов. В рационе должно быть как можно больше пищевых волокон (клетчатки), которыми богаты овощи, фрукты, квашеная капуста, злаки, отруби. Многие признают и пользу пробиотиков.

Восьмое. Физическая активность — один из самых действенных способов борьбы со стрессами в любом возрасте. Разумные нагрузки помогают снять эмоциональное напряжение и повысить стрессоустойчивость ребенка. К ним относятся бег, велосипед, лыжи, теннис, танцы, плавание. Кстати, исследователи из Университета Миссури (США) обнаружили, что всего полчаса интенсивных занятий любым спортом значительно снижают уровень стресса. Ведь физические нагрузки приводят к усиленной выработке гормонов радости эндорфинов, так необходимых для борьбы с любыми нервными нагрузками.

Девятое. Дыхательная гимнастика — еще один эффективный способ борьбы с паническими состояниями и стрессом. Она поможет не только «усмирить» эмоции, но и обеспечит прилив кислорода к головному мозгу. Полезна она и взрослым, и детям. Вот одно из действенных упражнений: закройте глаза и начинайте дышать очень медленно и глубоко. Выдох при этом должен быть в 2–3 раза продолжительнее, чем вдох. Выдыхать нужно через слегка сжатые губы, словно вы дуете на ложку с горячей кашей. Такую гимнастику можно превратить для ребенка в увлекательную игру.

В любом случае каждый детский стресс требует консультации с врачом. И, конечно, предельной внимательности со стороны взрослых.

Ссылка на основную публикацию
Тахипноэ у новорожденного причины, лечение, советы – статья
Одышка у ребенка Одышка или затруднение дыхания указывают на то, что ребенок нуждается в медицинской помощи. Ощущение нехватки воздуха может...
Тактика ведения пациентов с псевдомиксомой брюшины при продолженном росте опухоли
Лечение псевдомиксомы брюшины в Израиле Хирурги медицинского центра Топ Ихилов успешно борются с таким сложным заболеванием, как псевдомиксома брюшной полости....
Таламус и гипоталамус 2020
Таламус и гипоталамус 2020 Таламус и гипоталамус являются частью мозга. Наряду с эпиталамусом и периталамусом они оба расположены в области...
Творог и творожный продукт
Творог и творожный продукт. В чем разница? Польза и вред? Творожный продукт что это такое и является ли творогом Творожным...
Adblock detector