Упражнения при дислексии Ключ к успеху

Упражнения при дислексии Ключ к успеху

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Раньше дислексия – затруднение в обучении письму и чтению, считалась психоневрологической патологией. Детей лечили стандартными приёмами, как при прочих видах задержки развития, не учитывая индивидуальность психики.

По-новому к проблеме подошёл Рональд Дейвис, создавший коррекционный способ, характеризующийся наибольшей результативностью.

Коррекция дислексии по системе Дейвиса, основанная на том, что дислектики – люди не больные, а отличающиеся особым видением мира, мыслящие не вербально, а визуализировано, помогла многим тысячам пациентов повысить качество жизни, поднять самооценку, добиться успеха в учёбе.

Методика Дейвиса по устранению дислексии

Автор методики был дислектиком, но сумел справиться с проблемой. Он считал свою особенность не нарушением развития, а особой способностью мыслить образно, и разработал, исходя из этого, технику снятия стресса, избавления от рассеянности сознания, возвращения чёткого и ясного мышления.

Американский исследователь считал, что мышление большинства людей вербальное, основанное на словах, а дислектики мыслят визуализировано, то есть образами.

Из-за нарушения пространственной ориентации дислектик, видящий книжные символы, не просто их не понимает, а раздражается, находится в недоумении.

При дислексии коррекция по методике Дейвиса направлена на изменение мышления. Цель – устранение неправильного восприятия символа, контролирование представления о книжных знаках, выявление причин искажения ориентации и избавление от них.

У дислектиков при необходимости концентрировать внимание отмечаются головные боли и быстрое переутомление, поэтому коррекционный метод включает этап расслабления.

Занятия проводятся поэтапно, включают:

  1. Анализ способности к восприятию.
  2. Переключение.
  3. Разрядку и проверку.
  4. Настройку – вхождение в комфортное состояние.
  5. Координацию – устранение путаного восприятия право-лево, верх-низ.
  6. Освоение символов посредством их трёхмерной визуализации.
  7. Последовательное обучение чтению.
  8. Изучение символов относительно слов.

При составлении курса занятий учитываются особенности пациента. Растягивать обучение нежелательно, лучше, когда курс сжатый, но интенсивный.

Оценка способности к восприятию

Специалист на первом этапе анализирует, что больше всего тревожит пациента. Для большинства дислектиков главные проблемы – затруднённый контакт со сверстниками и отсталость в учебном процессе.

Затем определяется уровень затруднения восприятия. Ребёнка учат применению особой техники – «умственного глаза», позволяющей правильно изучать окружающий мир. Пациента просят мысленно визуализировать на раскрытой ладони определённый предмет.

Специалист спрашивает о цвете, величине, форме предмета, таким способом помогая ребёнку сделать мысленный образ более детальным.

Дальше пациент переходит к рассматриванию мысленного объекта с каждой стороны. В завершение проводится игра с вымышленным предметом: предлагается перекинуть объект с одной ладони в другую, изменить его цвет, конфигурацию.

Переключение

Подразумевает упражнение по визуализации. Ребёнка учат сознательному «включению» и «отключению» неправильной ориентации. После данного занятия пациент получает способность самостоятельно подавлять симптоматику. Кажется, что проблема решена, но это лишь второй этап обучения.

Пациент, который уже умеет видеть «умственным глазом», должен представить, что этот «глаз» располагается в особой ориентационной точке. Этой воображаемой точкой заканчивается линия, проходящая от вымышленного предмета на ладони через нос к зоне, расположенной на 30 см дальше верхней затылочной области.

Когда ребёнок представит точку, отпадёт необходимость держать в голове вымышленный предмет и отходящую от него линию. Представляется только конечная точка линии, на которой размещён «умственный глаз».

Весь вышеописанный процесс необходим, чтобы «отключить» особые клетки, находящиеся в верхней затылочной области мозга, вызывающие нарушение ориентации. Когда работа этих клеток угнетается, дислектик начинает видеть, как обычные люди.

Разрядка и проверка

На третьем этапе даётся отдых уставшему воображению. Дислектику сложно держать «умственный глаз» в ориентационной точке, через определённое время расположение может сместиться.

Смещение «глаза» происходит не просто так. Когда наступает состояние спутанного сознания, пациент испытывает потребность сместить «глаз», но в то же время старается удержать положение. При длительном удержании у ребёнка возникают головные боли, дискомфорт в шее, напряжение лицевых мышц. Требуется «разрядка».

При «разрядке» должно возникнуть такое же чувство, как при глубоком дыхании: расслабление во всём теле. Пациент просто должен представить, что уставший «умственный глаз» находится в таком расслабленном состоянии. Сразу расслабятся шейные мышцы, уйдёт головная боль.

«Проверка» подразумевает коррекцию расположения ориентационной точки. Через некоторое время после начала занятий точка может сместиться. Чтобы подтвердить смещение, нужно попросить пациента указать пальцем на точку. Если палец показывает неправильное расположение, то необходимо его сдвинуть в правильное место.

Точная настройка

На данном этапе пациент находит оптимальную ориентационную точку. К занятию следует приступать, когда «умственный глаз» перестаёт смещаться относительно точки. Передвигая «глаз» в разные стороны относительно ориентационной точки, ребёнок определяет его наилучшее для себя расположение.

При передвижении «глаза» пациент чувствует, что теряет равновесие. Если точка уходит влево, то тело наклоняется вправо, и наоборот. Ребёнок выбирает положение «глаза», при котором ощущается комфорт. В этом случае чувство равновесия становится максимально чётким: возможно стояние на одной ноге без пошатывания.

С течением времени оптимальное положение точки может меняться. Но посредством «настройки» ребёнок каждый раз адаптируется, заново находит наилучшую ориентационную точку.

Координация

Метод Дейвиса при дислексии включает упражнения, устраняющие неправильное восприятие понятий «право» и «лево», «верх» и «низ». Ребёнок избавляется от нарушений движения. Занятия проводятся с определенной периодичностью после «настройки».

После проверки ориентационной точки пациент становится на одну ногу, приводит тело в равновесие.

Специалист берёт два маленьких мягких мяча, бросает их пациенту. Тот должен ловить их руками: брошенный справа – правой рукой, брошенный слева – левой, затем оба обеими руками.

В завершение нужно бросать игрушки с уклоном траектории в правую и левую стороны, чтобы ребёнок наклонялся, пытаясь схватить мяч, но не терял при этом равновесие.

Освоение символов

Дислектик способен воспринять только трёхмерный образ, но книжные символы двухмерны. Из-за этого ученик впадает в ступор. Стандартное обучение с применением учебников и бумажных пособий для дислектика неприемлемо.

Чтобы человек с образным мышлением мог воспринять какой-либо символ алфавита или цифровой таблицы, он должен увидеть этот символ в трёхмерной форме, а затем сопоставить его с напечатанным аналогом.

Наилучший инструмент для создания трёхмерных объектов – пластилин. Проработка символов должна быть тщательной. К новому объекту не переходят, пока имеются проблемы в прочтении предыдущего.

Наиболее сложно корректировать восприятие пунктуационных знаков. Здесь важно не только создание трёхмерного образа, но и объяснение, почему символ поставлен именно в этом месте, а не в другом.

Последовательное чтение

Дислектик воспринимает напечатанное слово, как единый объект, не видит деления на буквы. Пытается, глядя на слово, понять, что оно может означать.На предпоследнем этапе ребёнок учится читать с выделением слогов и букв. Понимание прочитанного пока не требуется.

Для занятий выбирается книга с примитивным текстом. В ходе чтения нужно периодически прерываться, чтобы проверить правильность ориентационной точки.

Далее от пациента требуется повторение прочитанных слов. Если выполнение задания вызывает затруднение, то нужно попросить обучающегося прочесть проблемное слово несколько раз, затем рассказать о его значении.

Постепенно переходят к распознаванию предложений. Специалист объясняет пациенту, о чём прочитанная фраза, затем просит мысленно воссоздать ситуацию.

Освоение символов относительно слов

Методика Дейвиса по устранению дислексии завершается упражнениями, при которых прорабатываются сложные слова. Занятия строятся следующим образом:

  • изучается толкование слова в словаре;
  • исследуется его транскрипция;
  • составляются предложения, включающие слово, строятся воображаемые ситуации;
  • создаются пластилиновые объекты, относящиеся к слову;
  • в воображении воссоздаются вылепленные объекты;
  • в завершение несколько раз вслух даётся определение слова.

Нужно учитывать, что дислектики мыслят быстро, поэтому на последнем этапе важно приучение к неторопливому и вдумчивому чтению, чтобы прочитанное лучше усваивалось.

Классические коррекционные методы

В российских логопедических центрах методика Дейвиса по устранению дислексии применяется нечасто. Специалисты предпочитают использовать классическую систему, при которой техника занятий определяется видом дислексического расстройства:

  1. При фонематическом виде недостаточно сформирована способность анализировать и синтезировать фонемы или на слух дифференцировать звуки. При затрудненной слуховой дифференциации сначала уточняется произношение и слуховое восприятие конкретного проблемного звука. Затем сопоставляются смешиваемые фонемы в плане произношения и восприятия на слух.
    При несформированности анализа и синтеза фонем сначала уточняется наличие проблемного звука в слове, затем устанавливается его положение. Требуется выяснить количество звуков и слогов, как они расположены относительно друг друга, соединить их в слово.
  2. При оптическом виде ребёнок не усваивает визуальные буквенные образы. Принцип занятий – узнавание символов, спрятанных в изображениях и предметах, улучшение ориентации в пространстве. Ученик должен усвоить навык чтения слева направо без скольжения по строкам.
  3. При мнестическом виде отсутствует способность запоминать буквы, связывать символы и звуки. В этом случае пациенту демонстрируется объект, в котором соединены визуальный и слуховой образы конкретной буквы. Например, буква «ж» рисуется в виде жука.
  4. При семантической дислексии отсутствует понимание прочитанного при нормальной технике чтения. Задача логопеда – расширение словарного запаса ученика, развитие лексики, освоение грамматики и синтаксиса.
  5. При аграмматическом виде во время чтения постоянно совершаются ошибки, и преимущественно в окончаниях слов. Здесь нужно работать над словообразованием, правилами изменения существительных, прилагательных, глаголов, формированием структуры предложений.

По системе Дейвиса при дислексии с ребёнком должны заниматься не только психологи и логопеды, но и дома родители. Занятия выбираются с учётом особенностей развития пациента.

В магазинах и интернете реализуется огромное количество материалов по запросу «Дислексия метод Дейвиса». По данным материалам можно самостоятельно изготавливать коррекционные объекты, заниматься без подготовки.

Читайте также:  Собеседование на отлично как ответить на каверзные вопросы рекрутера

Методики для коррекции дислексии в младшем школьном возрасте

Чтение, правописание, речь – умения человека, в которых, ребенок с дислексией испытывает большое количество трудностей. Необязательно наличие всех сложностей, они непостоянны, и меняются от человека к человеку из-за унаследованных различий в развитии мозга, или от типа обучения, которое он получает. Часто мозг развит нормально, но основной упор развития сосредоточен в областях, отличных от языковой.

Эта «разница» остается незамеченной, пока человек не обнаружит сложность при обучении чтению и письму. Цель статьи – предоставить родителям, школьным учителям, воспитателям, базовую информацию о дислексии, развеять мифы и заблуждения, связанные с ней, а также описать несколько методик борьбы с этой болезнью.

Что такое дислексия и ее разновидности

Дислексия является языковой неспособностью к обучению. Дислексия относится к группе симптомов, которые приводят к тому, что люди испытывают дискомфорт с определенными языковыми навыками, особенно с чтением. Дислексия влияет на людей на протяжении жизни; однако ее влияние может меняться на разных этапах жизни человека.

Дислексия встречается у людей любого происхождения и интеллектуального уровня. Они часто одарены в искусстве, информатике, дизайне, спорте.

  1. Фонематическая дислексия
  2. Семантическая дислексия
  3. Аграмматическая дислексия
  4. Мнестическая дислексия
  5. Оптическая дислексия
  6. Тактильная дислексия

Как проявляются симптомы дислексии у младших школьников

Необходимо уметь распознавать признаки симптомов дислексии. Чем раньше у ребенка будут замечены сложности в обучении, тем раньше он или она получит должные инструкции и условия, необходимые для успешного обучения в школе.

Общие проблемы, с которыми сталкиваются люди с дислексией:

  1. Проблемы при изучении речи.
  2. Проблемы при изучении букв и звуков.
  3. Несогласованность письменного и устного языка.
  4. Проблемы в запоминании числительных.
  5. Слишком быстрое чтение, препятствующее пониманию текста.
  6. Невозможность изучения иностранного языка.

Признаки, которые выявляются у учеников младшего возраста

  1. Невозможность запоминания простых последовательностей, например счет до 20, название дней недели или повторение алфавита.
  2. Сложность в поиске рифмы к словам.
  3. Проблемы с распознаванием слов, начинающихся с одного и того же звука.
  4. Сложность с поиском слов.
  5. Трудно вспомнить названия мест и людей.
  6. Трудность запоминания устных указаний.

Но, не у всех учащихся, испытывающих дискомфорт с этими навыками, возникает дислексия. Тщательное тестирование навыков чтения, языка и письма – единственный способ подтвердить диагноз.

Коррекция дислексии

Любая болезнь должна лечиться. Процесс коррекции дислексии нужно начинать сразу, после постановки диагноза. Чем раньше учащийся научится преодолевать сложности, возникшие перед ним сейчас, тем лучше он будет адаптироваться к жизни во время своего взросления.

Ранняя коррекция дислексии, способствует избеганию сложностей, которые возникают у учащегося, начиная со школы. Упражнения, методики, курсы, все это не нужно откладывать в долгий ящик. Помощь ребенку необходима уже сейчас.

На фоне множества техник коррекции, методик и курсов для детей с дислексией, подробнее стоит выделить методики Дэйвиса и Корнева.

Методика Дэйвиса

Рональд Д. Дэйвис утверждал, что люди с дислексией – это мыслители, которые испытывают дезориентацию восприятия времени, зрения, слуха или баланса и координации. Методика Дэйвиса предлагает решение, основанное на двух элементах:

  1. Учащийся должен научиться контролировать дезориентацию.
  2. Учащемуся помогают устранить корневые причины появления дезориентации.

Контроль дезориентации

Самое главное, это обучение ребенка приемам, которые помогут ему понимать, когда он дезориентирован. Потеря ориентации восстанавливается просто, но для этого ученику необходимо принять это положение.

Научить ребенка ориентироваться в таких ситуациях даже проще, чем объяснить опасность огня. При дезориентации, он или она должен научиться использовать мышление, с помощью которого, выбраться из этого состояния. Выглядит, как осмысленный контроль нашего сознания.

За время существования методики Дэйвиса, было создано немало способов для обучения контролю дезориентации. Самым эффективным считается – Davis Orientation Counseling. Пользуясь этой техникой, ученик обучается мысленному переходу из своей позиции, в которой он сейчас оказался, в позицию наблюдателя. Используя переход в целях объекта для концентрации внимания.

Контроль дезориентации необходим для продолжения курса. Если учащийся научиться осознавать себя в пространстве, то впоследствии начнет правильно воспринимать буквы, а затем целые слова.

Одно и то же слово, для учащегося может выглядеть каждый раз по-новому. Победа над дезориентацией помогает ученику прогрессировать в обучении дальше.

Методы, используемые в курсе, очень просты для детей с дислексией. В основе программы стоит воображение, которым ученики пользуются весьма умело.

После прохождения начального этапа, научившийся контролировать, потерю ориентации ученик, делает большой прорыв в обучении, так как дезориентация была его основным препятствием на пути прогресса.

Возможно, все накопленные знания, полученные за годы обучения обычной школьной программой, скапливались в подсознании учащегося. Но получив контроль над собой, знания становятся на место, а скорость обучения возрастает в десятки раз.

К сожалению, убрав из списка проблем дезориентацию, дислексия никуда не пропадет. Ученик решил, промежуточную проблему, а не основную причину. Для избегания повторения симптомов, нужно полностью искоренять основную причину. Нужно ликвидировать факторы, которые вызывают дезориентацию.

Устранение путаницы в письменности – техника глиняного алфавита

Дезориентация часто вызывается отдельными письмами, которые визуально путают с дислексией. Например, ученику может быть трудно, отличить букву «Г» от «Т» из-за их похожей внешности. Либо букву «Ш» от «Щ», из-за письменной и звуковой схожести.

Глиняные буквы

Первым шагом к решению дислексии заключается в создании букв алфавита из глины. Использование глины, объясняется тем, что она является физическим трехмерным объектом и включает в себя творческую составляющую. С помощью литья букв из глины, алфавит уже не является чем-то произвольным, а тем, что сделал ребенок.

Наблюдая за тем, как ученик формирует буквы, и как они реагируют на произнесение названий букв, легко определить буквы, являющиеся «пусковыми механизмами» дезориентации, замешательства и неправильного восприятия, и тут же помочь ученику преодолеть дискомфорт, вызванный этим письмом.

Ученик моделирует два полных алфавита, сначала прописные буквы, затем строчные. По мере освоения каждого набора букв, учащийся запоминает правильную форму, название и последовательность каждой буквы.

Создание алфавита сопровождается аналогичной работой со знаками препинания. При наличии этих знаний, учащийся может использовать важный инструмент обучения, который доступен мыслящему ребенку: способность исследовать значение слов в словаре.

Методика Корнева

Методика Корнева, отличается от работы Дэйвиса, в основном тем, что помогает родителям либо педагогам, выявить дислексию на ранних этапах жизни ребенка.

Исследователь разработал ряд тестов, направленных на определение наличия дислексии у учеников.

  1. Ученик должен назвать по порядку предметы, расположенные на столе, а затем рассказать, зачем они нужны (солонка, салфетки, тарелки и т.д.).
  2. Повторить несколько жестов руками за взрослым, в правильной последовательности.
  3. Повторить за взрослым ритм или мелодию, простучав кулаком по столу.
  4. Показать, где у ребенка правая или левая рука, повторить с ногами.
Читайте также:  Увеличение грудных желез без операции в домашних условиях

Данные тесты, можно проходить не только для определения дислексии, а использовать как тренировку для ребенка.

Исследователь разработал курс для педагогов, занимающихся с детьми с дислексией. Техника включает в себя советы и подсказки, по оптимизации процесса обучения:

  1. Подбор для ученика с дислексией особенного темпа обучения.

Это поможет избежать проблем с освоением материала, на который у учащегося может уйти больше положенного времени. Отсутствие дополнительных образовательных часов, может серьезно отразиться на ученике, вплоть до появления депрессии.

  1. Периодический контроль, полученных навыков.

В процессе прохождения курса, учащийся приобретает навык автоматизации различных операций, например составления словесной связи. Необходимо проводить тестирование обучающегося для закрепления подобной автоматизации или нахождения новых связей.

  1. Один из самых важный советов, внедрение в курс обучения образовательных игр.

Процесс обучения проходит гораздо эффективнее, если ребенок мотивирован играть. Наиболее полезными, считаются игры, которые включают в себя необходимость читать, объяснять, показывать жестами.

Главное помнить, в игре, чтение не должно быть целью, ученик должен читать, чтобы достичь чего-то другого. Это формирует понимание, что чтение не является чем-то недостижимым.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Каждый учащийся уникален, а значит, учится по-разному, поэтому необходимо использовать сильные и слабые стороны ученика. Идеального рецепта не существует, но обычно он требует много практики, рутины, любви и поддержки.

Одно из основных упражнений – чтение. Нужно очень много читать. Есть разные способы поддержать чтение ребенка.

Прослушивание аудио книг позволит родителям читать вместе с учеником.

Поиск любимых книг. У каждого ученика есть книга с его самым любимым героем, будь то рыцарь или добрая фея, повторение данного произведения пойдет ребенку на пользу. Это может быть немного скучно для родителей, но это необходимо для успешного обучения.

Обсуждение истории, которые были прочитаны ребенком и родителем вместе.

Игровые способы коррекции дислексии

Игра 1. Однокоренные слова.

Ученик должен найти группу из однокоренных слов, которые связаны не только одним корнем, но и значением, например:

Знать, знал, познание, знание.

Горе, горевать, горечь, горюет.

Краска, покрасил, накрасил, покраска.

Игра 2. Карточки со словами.
Необходимо нарезать много маленьких карточек. Разместив на каждой букву или простое слово. Слова должны быть универсальными, для создания большого количества различных предложений.

После подготовки карточек, ученику предлагается поиграть в одну из игр.

  1. Ученик переворачивает карточку и произносит звук или слово.
    2. Педагог произносит слово, а ученик должен найти его среди карточек на столе.
    3. Педагог произносит слово, а ребенок подбирает к нему рифму из слов на карточках.
  2. Ученик выбирает любую букву, а затем называет предметы, которые он видит, начинающиеся с этой буквы.

Игра 3. Барабанщик.

Произнося слово по слогам, необходимо вместе с ребенком хлопать в ладоши или бить в барабан. Это поможет с написанием слов, когда они разбиты на части. Нужно найти несколько средних по длине слов, и одно длинное. Например: Колесо, привет, пирожок, понедельник.

Игра 4. Поиск слов.

Ученику называют звук и просят подумать и назвать слова, которые начинаются с этого звука, или имеют его в составе. Педагог может участвовать в состязании с ребенком для увеличения мотивации обучающегося. Можно добавить ограничение по времени.

Профилактика дислексии

Одним из лучших методов профилактики дислексии, как ни странно является общение с ребенком. Помимо этого, следует чаще разговаривать об успеваемости с учителем ребенка.

Необходимо проверить глаза и уши ребенка у специалиста. Определенные нарушения визуального и слухового восприятия могут имитировать дислексию, но должны лечиться по-разному или даже могут быть устранены.

Использование разностороннего подхода к изучению букв и слов. Совместное создание песен и рассказов, поможет в улучшении навыков письма и словесной памяти.

Разделение уроков на этапы. Если ребенок в классе изучает десять иностранных слов в неделю, нужно проверить, может ли он работать только над тремя или пятью словами в неделю.

Прохождения тестов на дислексию. Периодически можно проходить такие тесты с учеником, для наиболее раннего выявления дислексии. Тесты также помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка, что впоследствии лишь облегчит обучение.

ДИСЛЕКСИЯ — нарушение чтения. Упражнения для корректировки чтения.
статья по логопедии по теме

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это нарушение отличается, например, от поражения головного мозга, при котором у людей коэффициент интеллекта низкий.

Дислексия обычно не диагностируется. Нарушение имеет разнообразные формы: от неспособности различать, например, числа 6 и 9 до более тяжелой формы, при которой путаются буквы и числа, например Е и 3. Речь таких людей нормальна, но написанные слова или буквы могут быть переставлены.

Скачать:

Вложение Размер
ispravleniya_narusheniya_chteniya.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это нарушение отличается, например, от поражения головного мозга, при котором у людей коэффициент интеллекта низкий.

Дислексия обычно не диагностируется. Нарушение имеет разнообразные формы: от неспособности различать, например, числа 6 и 9 до более тяжелой формы, при которой путаются буквы и числа, например Е и 3. Речь таких людей нормальна, но написанные слова или буквы могут быть переставлены.

Сама по себе дислексия не представляет проблемы, но ее социальные последствия могут быть довольно серьезны. Ребенок может оказаться под градом насмешек в классе, или у него может развиться ненависть к буквам и числам. Это не только влияет на успеваемость ребенка, но и может привести к социальному отчуждению и невозможности завести друзей. По этой причине ребенок может отказываться овладевать любыми физическими навыками, что еще больше развивает у него чувство неполноценности.

Родители, которые обнаружили, что их ребенок слишком застенчив, замкнут, не желает участвовать в групповых мероприятиях, боится школы или избегает читать и считать, должны немедленно поставить вопрос о возможной дислексии. Такие дети очень хорошо умеют приспосабливаться и часто находят защитные механизмы, например, становятся неуправляемыми в школе. По этой причине дигноз дислексии может быть поставлен, когда ребенок уже вырос. Я говорю об этом потому, что никогда не поздно использовать доступные методы лечения и иметь значительный успех в преодолении этой проблемы.

Недостаток определенных питательных веществ может вызывать или усугублять состояние дислексии. Используйте поливитамины, в которых есть больше цинка, лецитина и аминокислот, которые участвуют в передаче нервных импульсов, и больше всего остерегайтесь обезвоживания.

Любой ребенок, который неохотно обучается буквам и числам, очень стеснителен, необщителен, имеет плохую успеваемость в школе, должен быть обследован по поводу дислексии. Если все эти характерные особенности сочетаются с неловкостью — это еще одна причина, чтобы заподозрить диагноз дислексии.

Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректирующие упражнения и обучающие методики. Родители также должны овладеть всеми этими методами и применять их в домашних условиях.

Дислексика достаточно легко опознать среди других школьников!

Дислексик открыто проявляет себя в письме и чтении через наличие специфических ошибок и проблемы с почерком. Чтобы выявить дислексика или школьника с дисграфией, достаточно посмотреть школьную тетрадь ученика. А анализ ошибок, что допускает школьник в чтении и письме, позволит определить специфику проявленности дислексии у школьника.

  1. Работа с мячиком.

Купить резиновый мячик с шипами (продаются в зоомагазинах).

Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно. Эти пальцы не развиты.

Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.

2.Читать слова наоборот.

3. Артикуляционная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу .

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

  1. Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

  1. Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

  1. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

  1. “Бросок – засечка”

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

  1. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”

Его смысл — в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

  1. Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу — «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

  1. Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».
  2. Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

  1. Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

При команде — “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде — “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

5. Написать целый столбик слов. Читаем эти слова 1и10, 2и8, 3и7, 4и6 и т.п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация была подготовлена для итогового занятия, постоянно действующего семинара для родителей начальной школы. На занятие были приглашены родители с детьми (1-2 класс), которые заним.

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев н.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли .

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии, с чем создается особенная сред.

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии, с чем создается особенная сред.

Авторская программа»Я учусь читать!» предназначена работы по формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до.

Ссылка на основную публикацию
Укропа семена лечебные свойства и противопоказания, применение в народной медицине
Чем полезны семена (семя) укропа для организма человека В нетрадиционной медицине и в народных методах лечения некоторых недугов активно используются...
Узлы на щитовидке что можно и нельзя есть
Можно ли вылечить щитовидную железу без операции Узлы щитовидной железы – очаговые уплотнения в ее ткани. Иногда они заключены в...
Узнайте чем полезен чай из липы и его целебные свойства
Когда собирать цветы липы и в чем их польза? Целебные свойства липы известны давно. Так, липовый чай или отвар с...
Укропная водичка от колик рецепт, польза и дозировка
Применение укропной водички для лечения новорождённых Нередки случаи, когда укропная водичка для новорождённых является единственным средством, разрешённым к приёму при...
Adblock detector